АРП по музыке 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Азигуловская средняя общеобразовательная школа»
(филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Азигуловская средняя общеобразовательная школа»-«Нижнебардымская
основная общеобразовательная школа»)

РАССМОТРЕНО:

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДЕНО:

на заседании школьного
методического объединения

На заседании педсовета

Приказ №86-од

Протокол № 1

от «30» августа 2021 года

30.08.2021 г.

Директор школы

Протокол №1 от 27.08.2021 г.

____________/Р.М. Валиев /

Адаптированная рабочая программа
по музыке
для обучающихся с умственной отсталостью

Подписано 4 класс
Валиев цифровой
подписью:
Ринат
Марсович Валиев Ринат
Марсович

Составитель: учитель
Николаева С.

Нижний Бардым
2021

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Музыка»
составлена на основании следующих
нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012г.;
 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №
1599«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательного
учреждения филиала МАОУ «Азигуловская СОШ»- «Нижнебардымская ООШ»
 Учебного плана образовательного учреждения филиала МАОУ «Азигуловская СОШ»«Нижнебардымская ООШ»


Тип программы: адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка», основанная
на АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
Статус программы: рабочая программа учебного предмета.
Назначение программы: программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения чтения которые определены Федеральным
государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).

Категория обучающихся: учащиеся 4 классафилиала МАОУ «Азигуловская


СОШ»- «Нижнебардымская ООШ»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 ч. (34 рабочие недели)
Форма обучения: очная.
Режим занятий: на изучение предмета «Музыка» в 4 классе отводится по 1 часа в
неделю.
Формы контроля: текущий
Основные типы учебных занятий:
-комбинированный урок;
-урок изучения нового учебного материала;
-урок обобщающего повторения и систематизации знаний.
Данный учебный предмет имеет своей целью:
― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного
опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными
исполнительскими умениями).
― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов,
самостоятельной музыкальной деятельности и др.
― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной
музыкально деятельности.

― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации
обыденной жизни и праздника.
― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого
голоса, творческих способностей обучающихся.
Методические подходы: дифференцированный, деятельностный, системный,
комплексный, теоретический, личностно-ориентированный. Во время учебного процесса
используются наглядные, практические и словесные методы обучения.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания,
оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и
последовательности, наглядности.
Принцип коррекционной направленности, который в программе является ведущим и нацелен на
исправление недостатков общего, речевого и нравственного воспитания умственно отсталых
детей в процессе овладения предметом.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью
используемых методов.

2.Общая характеристика учебного предмета
Коррекционная
направленность
учебного
предмета
«Музыка»
обеспечивается
композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых
методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания,
оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и
последовательности, наглядности.
В содержание программы курса «Музыка» входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими
видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной
грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала
уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной
деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. В
зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности,
наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы
уроков.

3.Место предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Музыка» в 4 классе в
количестве 1 часов в неделю (34 часов в год). Данная рабочая программа составлена в
соответствии с Учебным планом, Календарным учебным графиком филиала МАОУ

«Азигуловская СОШ»- «Нижнебардымская ООШ» на 2021-2022 учебный
год.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с
отклонениями в развитии и строится на основе индивидуального, деятельностного,
дифференцированного подхода к обучению, что позволяет реализовывать коррекционноразвивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью

4.Личностные и предметные результаты освоения предмета
«Музыка».
К личностным результатам освоения программы относятся:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Данная программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
4 класс
Минимальный уровень
 определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
 представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян,
гитара);
 пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
 выразительное, слаженное достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических оттенков;
 правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
 правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
 различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
 различение песни, танца, марша;
 передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
 определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений
(веселые, грустные и спокойные);
 владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень
 самостоятельное исполнение разученных детских песен;
 знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
 представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина,
баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
 представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто,
скачкообразно);
 пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
 ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;


исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
 различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
 владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
В результате изучения курса по данной программе у учащихся будут сформированы
метапредметные учебные действия
Личностные учебные действия
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
как члена семьи, одноклассника, друга
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
 целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
Коммуникативные учебные действия
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик класс, учитель-класс)
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной
ситуации
Регулятивные учебные действия
 входить и выходить из учебного помещения со звонком
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов
Познавательные учебные действия
 воспринимать музыку, текст
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале


5. Содержание учебного предмета «Музыка»
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная
и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях,
детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные
образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о
многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения
различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;

― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения
(марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);
― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения
различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных
музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и
др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен
быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой
ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям
организации щадящего режима по отношению к детскому голосу
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях,
детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и
пр.
Навык пения:
― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с
расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на
обе ноги, свободные руки;
― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного
вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед
началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на
более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении
песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении
напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
― пение короткихпопевок на одном дыхании;
― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие
умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки,
интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения
правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения
отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью
певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования
мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения
учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание
звучания на всем диапазоне;
― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений;
развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции
в сопровождении инструмента;
― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие,
средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения
показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять
сильную долю на слух;
― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного,
спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических оттенков;

― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без
него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости
унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и
ансамбля;
― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические
оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano
(умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2.
― получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano);
― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная
линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и
современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон;
ложки и др.);
― обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
― обучение игре на фортепиано.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п Наименование разделов и тем уроков

Количество часов

1

Восприятие музыки

10

2

Хоровое пение

6

3

Элементы музыкальной грамоты

11

4

Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.

7
34

7.Календарно - тематическое планирование по предмету «Музыка» 4 класс
№ п/н

Дата

Содержание

1
2

I четверть
03.09 Мелодия
05.09 «Что не выразишь словами, звуком на душу
навей…»

Кол – во часов

1
1

По
плану

Дано

13.09 Жанры народных песен, их интонационнообразные особенности
20.09 «Я пойду по полю белому...»
27.09 «На великий праздник собралася Русь»
04.10 Герои земли Русской
11.10 «Приют спокойствия, трудов и
вдохновенья...»
18.10 «Что за прелесть эти сказки...»

1

25.10 Музыка ярмарочных гуляний
08.11 Музыкальные средства выразительности.
Колокольные звоны.
15.11 «Приют, сияньем муз одетый...»
22.11 Композитор - имя ему народ
29.11 Музыкальные инструменты России. Оркестр
русских народных инструментов
06.12 О музыке и музыкантах
13.12 Музыкальные инструменты: скрипка и
виолончель.
20.12 Старый замок. «Счастье в сирени живет...»

1
1

1
1

22
23
24

27.12 «Не молкнет сердце чуткое Шопена...»
17.01 «Патетическая» соната Бетховена. «Царит
гармония оркестра...»
24.01 Зимнее утро. Зимний вечер
31.01 Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (П-Ш
действия)
07.02 Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (IV
действие)
14.02 «Исходила младшенька...»
21.02 Русский Восток. Восточные мотивы
28.02 Балет И. Стравинского «Петрушка»

25
26
27
28

06.03
13.03
20.03
03.04

29
30
31

10.04
17.04
24.04

32
33
34

08.05
15.05
22.05

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Театр музыкальной комедии
Исповедь души
Мастерство исполнителя
Э.Григ «В пещере горного короля» «Шествие
гномов» из сюиты «Пер Гюнт»
«Праздники и торжества на Руси»
Духовой оркестр
Создатели славянской письменности Кирилл
и Мефодий
Музыкальные инструменты

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3

Лист корректировки рабочей программы
Название
раздела,
темы

Дата проведения
по плану

Дата
проведения по
факту

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».