АРП по ИЗО 4 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Азигуловская средняя общеобразовательная школа»
(филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Азигуловская средняя общеобразовательная школа»-«Нижнебардымская
основная общеобразовательная школа»)

РАССМОТРЕНО:

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДЕНО:

на заседании школьного
методического объединения

На заседании педсовета

Приказ №86-од

Протокол № 1

от «30» августа 2021 года

30.08.2021 г.

Директор школы

Протокол №1 от 27.08.2021 г.

____________/Р.М. Валиев /

Адаптированная рабочая программа
по ИЗО
для обучающихся с умственной отсталостью

Подписано
Валиев цифровой
подписью:
Ринат
Ринат
Марсович Валиев
Марсович

4 класс
Составитель: учитель
Николаева С.

Нижний Бардым
2021

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству разработана для
4 класса, в котором в условиях инклюзии обучается 1 ребёнок с задержкой психического
развития, которому ПМПК рекомендовала обучение по адаптированной образовательной
программе для детей с ЗПР (вариант 7.1).
Ученица испытывает затруднения в обучении, с учебным материалом не справляется,
не успевает за общим темпом работы класса. Двигательные функции сформированы
соответственно возрасту. В меру развита мелкая моторика рук, точные и тонкие движения
мышц кисти и пальцев ещё не совершенны. Двигательные умения, связанные с
самообслуживанием, выработаны хорошо. Сохранение информации затруднено.
Преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает
детали, нуждается в наводящих вопросах. Не устанавливает причинно-следственные связи.
При выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь учителя.
Последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает
с помощью. Непоследовательна и нелогична в своих суждениях. Ученица любит рисовать,
делать аппликации, лепить из пластилина, делать поделки из природного и бросового
материала. Но делает всё неаккуратно, неряшливо. Замечания учителя по поводу учёбы
выслушивает, но не старается действовать в соответствии с ними.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной
культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры
мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством
очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи:
 расширить художественно-эстетический кругозор;
 развивать практическую художественно-творческую деятельность и деятельность по
восприятию искусства;
 воспитывать зрительскую культуру, умение видеть художественное и эстетическое
своеобразие произведений искусства и грамотно рассказывать об этом на языке
изобразительного искусства;
 развивать художественно-образное мышление;
 приобщать к достижениям мировой художественной культуры;
 формировать способность самостоятельного видения мира, размышления о нем,
выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Цель коррекционно-развивающего характера: использование изобразительной
деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную,
эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося,
воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности,
воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи коррекционно-развивающего характера:
 способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников
путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них

правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве;
 находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и
различие;
 дать учащимся представление о элементарных основах реалистического рисунка,
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
 знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, воспитывать активное эмоциональноэстетическое отношение к ним;

развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной
деятельности.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
Личностные результаты
Учащийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей
и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и
духовных традиций;
 художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства.
Метапредметные результаты
Учащийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
 принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно
творческих задач;
 умение организовывать самостоятельно художественно-творческую и предметнопродуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного
замысла;
 умение понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 способность
оценивать результаты художественно-творческой деятельности,
собственной и одноклассников;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Учащийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети
Интернет;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
 владение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства.
Учащийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении
и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 принимать участие в работе парами, группами, договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
 сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;



















№
п/п
1
2
3
4

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, основы графической грамоты;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека,
народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, - свидетелей нашей истории.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Содержание программного материала

Количество часов

Истоки родного искусства
Древние города нашей Земли
Каждый народ - художник
Искусство объединяет народы

8
7
11
8
34

ИТОГО
Раздел 1. Истоки родного искусства (8 ч)
Пейзаж родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей. Разнообразие
природной среды и особенности среднерусской природы. Красота природы в произведениях
русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.).
Роль искусства в понимании красоты природы.
Деревня - деревянный мир. Традиционный образ деревни Образ традиционного
русского дома - избы. Конструкция избы и назначение ее частей. Украшения избы и их
значение. Различные виды изб. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота,
амбары, колодцы и т. д.
Красота человека. Женский и мужской образы. Традиционная одежда как выражение
образа красоты человека. Конструкция женского и мужского народных костюмов;
украшения и их значение. Роль головного убора. Образ русского человека в произведениях

художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, З.
Серебрякова, Б. Кустодиев).
Народные праздники (обобщение темы). Роль традиционных народных праздников в
жизни людей. Календарные праздники. Образ народного праздника в изобразительном
искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).
Раздел 2. Древние города нашей Земли (7 ч)
Родной угол. Образ древнего русского города. Крепостные стены и башни. Въездные
ворота. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие. Знакомство с
картинами русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, С. Рябушкин и др.).
Древние соборы. Соборы - святыни города, воплощение красоты, могущества и силы
государства. Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое
значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.
Города Русской земли. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг,
посад - основные структурные части города. Монастыри как произведения архитектуры и их
роль в жизни древних городов.
Древнерусские воины-защитники. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в
одежде, символические значения орнаментов.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Общий характер и архитектурное
своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова,
Владимира,
Суздаля.
Архитектурная
среда
и
памятники
древнего
зодчества Москвы. Храмы-памятники в Москве. Памятники архитектуры в других городах.
Узорочье теремов. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские
дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и
изразцы.
Пир в теремных палатах (обобщение темы). Праздник в интерьере царских или
княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские
стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах.
Раздел 3. Каждый народ - художник (11 ч)
Страна восходящего Солнца. Образ художественной культуры Японии. Японские
рисунки-свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиционные постройки. Хрампагода. Образ женской красоты, изобразительный орнамент росписи японского платьякимоно. Традиционные праздники.
Народы гор и степей. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека
жить в самых разных природных условиях. Поселения в горах. Художественные традиции в
культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в
конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда.
Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из
глины, их сходство со станом кочевников. Крепостные стены. Здание мечети: купол,
торжественно украшенный огромный вход - портал. Минареты. Мавзолеи. Торговая площадь
- самое многолюдное место города.
Древняя Эллада. Образ греческой природы. Мифологические представления древних
греков. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Конструкция
храма. Афинский Акрополь - главный памятник греческой культуры. Скульптура. Искусство
греческой вазописи. Праздники: Олимпийские игры.
Европейские города Средневековья. Образ готических городов средневековой
Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма.
Готические витражи. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная
площадь города.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Раздел 4. Искусство объединяет народы (8 ч)

Материнство. Великие произведения искусства на тему материнства: образ
Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве
XX века.
Мудрость старости. Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство
духовной жизни человека. Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к
старости в традициях художественной культуры разных народов. Выражение мудрости
старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да
Винчи, Эль Греко и т. д.).
Сопереживание. Изображение печали и страдания в искусстве.
Герои-защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям.
Монументы славы.
Юность и надежды. Тема детства, юности в изобразительном искусстве. Примеры
произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.
Искусство народов мира (обобщение темы). Вечные темы в искусстве. Роль
искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных
ценностей в произведениях искусства разных народов мира. Итоговая выставка творческих
работ.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Тема урока

Количес
тво
часов

1

Пейзаж родной земли

1

2
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Пейзаж родной земли
Деревня - деревянный мир
Деревня - деревянный мир
Красота человека
Народные праздники
Народные праздники
Родной угол
Древние соборы
Города Русской земли
Древнерусские воины-защитники
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва
Узорочье теремов
Пир в теремных палатах
Страна восходящего Солнца. Образ художественной
культуры Японии

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

По
плану

Дано

1

18
19

Страна восходящего Солнца. Образ художественной
культуры Японии
Народы гор и степей
Народы гор и степей

20

Города в пустыне

1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Древняя Эллада
Древняя Эллада
Древняя Эллада
Европейские города Средневековья
Европейские города Средневековья
Многообразие художественных культур в мире
Материнство
Мудрость старости
Сопереживание
Сопереживание
Герои-защитники
Герои-защитники
Юность и надежды
Искусство народов мира

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17

1
1

Лист корректировки рабочей программы
Название
раздела,
темы

Дата проведения
по плану

Дата
проведения по
факту

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».