Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Азигуловская средняя общеобразовательная школа» (филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Азигуловская средняя общеобразовательная школа»-«Нижнебардымская основная общеобразовательная школа») РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО: на заседании школьного методического объединения На заседании педсовета Приказ №86-од Протокол № 1 от «30» августа 2021 года 30.08.2021 г. Директор школы Протокол №1 от 27.08.2021 г. ____________/Р.М. Валиев / Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающихся с умственной отсталостью Подписано Валиев цифровой подписью: Ринат Ринат Марсович Валиев Марсович 4 класс Составитель: учитель Николаева С. Нижний Бардым 2021 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству разработана для 4 класса, в котором в условиях инклюзии обучается 1 ребёнок с задержкой психического развития, которому ПМПК рекомендовала обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (вариант 7.1). Ученица испытывает затруднения в обучении, с учебным материалом не справляется, не успевает за общим темпом работы класса. Двигательные функции сформированы соответственно возрасту. В меру развита мелкая моторика рук, точные и тонкие движения мышц кисти и пальцев ещё не совершенны. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны хорошо. Сохранение информации затруднено. Преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах. Не устанавливает причинно-следственные связи. При выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь учителя. Последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью. Непоследовательна и нелогична в своих суждениях. Ученица любит рисовать, делать аппликации, лепить из пластилина, делать поделки из природного и бросового материала. Но делает всё неаккуратно, неряшливо. Замечания учителя по поводу учёбы выслушивает, но не старается действовать в соответствии с ними. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цель предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Задачи: расширить художественно-эстетический кругозор; развивать практическую художественно-творческую деятельность и деятельность по восприятию искусства; воспитывать зрительскую культуру, умение видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства; развивать художественно-образное мышление; приобщать к достижениям мировой художественной культуры; формировать способность самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Цель коррекционно-развивающего характера: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук. Задачи коррекционно-развивающего характера: способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; дать учащимся представление о элементарных основах реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, воспитывать активное эмоциональноэстетическое отношение к ним; развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Личностные результаты Учащийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства. Метапредметные результаты Учащийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно творческих задач; умение организовывать самостоятельно художественно-творческую и предметнопродуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; умение понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Учащийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; владение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. Учащийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; принимать участие в работе парами, группами, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Предметные результаты сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; № п/п 1 2 3 4 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. III. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Содержание программного материала Количество часов Истоки родного искусства Древние города нашей Земли Каждый народ - художник Искусство объединяет народы 8 7 11 8 34 ИТОГО Раздел 1. Истоки родного искусства (8 ч) Пейзаж родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы. Деревня - деревянный мир. Традиционный образ деревни Образ традиционного русского дома - избы. Конструкция избы и назначение ее частей. Украшения избы и их значение. Различные виды изб. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т. д. Красота человека. Женский и мужской образы. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, З. Серебрякова, Б. Кустодиев). Народные праздники (обобщение темы). Роль традиционных народных праздников в жизни людей. Календарные праздники. Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Раздел 2. Древние города нашей Земли (7 ч) Родной угол. Образ древнего русского города. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие. Знакомство с картинами русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, С. Рябушкин и др.). Древние соборы. Соборы - святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Города Русской земли. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад - основные структурные части города. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов. Древнерусские воины-защитники. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля. Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы. Храмы-памятники в Москве. Памятники архитектуры в других городах. Узорочье теремов. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы. Пир в теремных палатах (обобщение темы). Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Раздел 3. Каждый народ - художник (11 ч) Страна восходящего Солнца. Образ художественной культуры Японии. Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиционные постройки. Хрампагода. Образ женской красоты, изобразительный орнамент росписи японского платьякимоно. Традиционные праздники. Народы гор и степей. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Поселения в горах. Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Крепостные стены. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход - портал. Минареты. Мавзолеи. Торговая площадь - самое многолюдное место города. Древняя Эллада. Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Конструкция храма. Афинский Акрополь - главный памятник греческой культуры. Скульптура. Искусство греческой вазописи. Праздники: Олимпийские игры. Европейские города Средневековья. Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма. Готические витражи. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Раздел 4. Искусство объединяет народы (8 ч) Материнство. Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века. Мудрость старости. Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов. Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т. д.). Сопереживание. Изображение печали и страдания в искусстве. Герои-защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. Юность и надежды. Тема детства, юности в изобразительном искусстве. Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве. Искусство народов мира (обобщение темы). Вечные темы в искусстве. Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира. Итоговая выставка творческих работ. IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количес тво часов 1 Пейзаж родной земли 1 2 3 4 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Пейзаж родной земли Деревня - деревянный мир Деревня - деревянный мир Красота человека Народные праздники Народные праздники Родной угол Древние соборы Города Русской земли Древнерусские воины-защитники Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва Узорочье теремов Пир в теремных палатах Страна восходящего Солнца. Образ художественной культуры Японии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 По плану Дано 1 18 19 Страна восходящего Солнца. Образ художественной культуры Японии Народы гор и степей Народы гор и степей 20 Города в пустыне 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Древняя Эллада Древняя Эллада Древняя Эллада Европейские города Средневековья Европейские города Средневековья Многообразие художественных культур в мире Материнство Мудрость старости Сопереживание Сопереживание Герои-защитники Герои-защитники Юность и надежды Искусство народов мира 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 1 1 Лист корректировки рабочей программы Название раздела, темы Дата проведения по плану Дата проведения по факту Причина корректировки Корректирующие мероприятия