Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Азигуловская средняя общеобразовательная школа» (филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Азигуловская средняя общеобразовательная школа»-«Нижнебардымская основная общеобразовательная школа») РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО: на заседании школьного методического объединения На заседании педсовета Приказ №86-од Протокол № 1 от «30» августа 2021 года 30.08.2021 г. Директор школы Протокол №1 от 27.08.2021 г. ____________/Р.М. Валиев / Адаптированная рабочая программа Подписано Валиев цифровой подписью: Ринат Ринат Марсович Валиев Марсович по ручному труду для 4 класса Составитель: учитель Николаева С. Нижний Бардым 2021г. Пояснительная записка Программа учебного предмета «Технология» составлена на основе авторской программы Н.М. Конышевой «Технология» для 1-4 классов (Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 г) и ориентирована на работу по УМК «Школа России» Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: 1.законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.г. 2.Федеральным государственным образовательным Стандартом (далее – Стандарт) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП – приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 3.примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15) 4.Конституцией РФ 5.Конвенцией о правах ребёнка 6.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 7.учебным планом школы на 2021-2022 учебный год 8.календарным учебным графиком школы на 2021-2022 учебный год. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету. Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 4 класса с ЗПР. Настоящая программа составлена для 4 класса ЗПР в соответствии с учебным планом данного учебного заведения. В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления. Цели и задачи: Развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического мышления, конструкторских способностей. Формирование эстетической культуры на основе знакомства с элементами традиционного народного творчества, исторических особенностей труда, быта, ремёсел родного края. Развитие творческого потенциала ребёнка, его созидательных возможностей. Формирование навыков общения и коллективной деятельности. Воспитание уважительного отношения к человеку труда, к сельскохозяйственной деятельности. Развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук. Формирование умений по технологиям обработки доступных детям материалов. Начальное освоение инструментальных сред для работы разного вида. Создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных сред. Ознакомление со способами организации и поиска информации. Создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации. В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Технология» отводится 1 час в неделю, 34 часа за год. Рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), Планируемые результаты освоения программы по технологии (к концу 4 класса) Личностные У учащихся будут сформированы: положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке; уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда; понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире; представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире; понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы; чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания; Могут быть сформированы: устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности; установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности; привычка к организованности, порядку, аккуратности; адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность; чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; Предметные Учащиеся научатся: использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило); правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов; на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать; отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия; работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям; решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности; Учащиеся получат возможность научиться: определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметнопрактической творческой деятельности; творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач; понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи); понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей). Метапредметные Регулятивные Учащиеся научатся: самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте; планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.; руководствоваться правилами при выполнении работы; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов; осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы; Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла; прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения; Познавательные Учащиеся научатся: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями; Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.); самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей; создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале; понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности; Коммуникативные Учащиеся научатся: организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать; выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания; проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы; Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита. Требования к уровню подготовки выпускников Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Выпускник научится: • иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности; • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; • выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. Выпускник получит возможность научиться: • уважительно относиться к труду людей; • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их; • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Выпускник научится: • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия); • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. Выпускник получит возможность научиться: • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей. Конструирование и моделирование Выпускник научится: • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции; • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Выпускник получит возможность научиться: • соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток; • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале. Содержание программы Из глубины веков – до наших дней (8 часов). Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец. Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос. Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций. Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов). Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни. Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (11 часов) Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий. В каждом деле – свои секреты (7 часов). Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге. Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы. Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира. Тематическое планирование № п\п Название темы Кол-во часов 1. 2. 3. 4. Из глубины веков – до наших дней Традиции мастеров в изделиях для праздника Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие В каждом деле – свои секреты ИТОГО: 8ч 8ч 10 ч 8ч 34 ч Календарно- тематическое планирование № п/п Содержание учебного материала Кол-во час 1. 2. 3. 4. 5. 67. 89. 10. 1112 13- Вводный урок. Тема года Керамика в культуре народов мира Керамика в культуре народов мира Архитектурная керамика. Изразец Архитектурная керамика. Изразец Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера 1 1 1 1 1 2 Карнавальные маски .Бумагопластика. Новые приёмы оригами 2 Новые приёмы оригами 1 Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных 2 изделий из бумаги .Гофрирование. Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных 2 Дата план факт 14 1516 17 изделий из бумаги. Раскладные открытки Построение развёртки с помощью циркуля. Декорирование 2 изделия с учётом принципа стилевой гармонии Простейшие приёмы вязания крючком 1 1819 2022 2324 2526 27 28 29 30 3133 34 Простейшие приёмы вязания крючком 2 Петельный шов. Изготовление декоративных карманов 3 Барельеф в декоративном изделии( лепка, роспись) 2 Окантовка картона. Жёсткий переплет 2 Соломенных дел мастера Соломенных дел мастера Металл в руках мастера. Тиснение по фольге. Металл в руках мастера. Тиснение по фольге. Новые стежки и швы. Закладка для книг. 1 1 1 1 3 Итоговый урок. Обобщение 1 Лист корректировки рабочей программы Название раздела, темы Дата проведения по плану Дата проведения по факту Причина корректировки Корректирующие мероприятия