АРП по ручному труду-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Азигуловская средняя общеобразовательная школа»
(филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Азигуловская средняя общеобразовательная школа»-«Нижнебардымская основная
общеобразовательная школа»)

РАССМОТРЕНО:

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДЕНО:

на заседании школьного
методического объединения

На заседании педсовета

Приказ №86-од

Протокол № 1

от «30» августа 2021 года

30.08.2021 г.

Директор школы

Протокол №1 от 27.08.2021 г.

____________/Р.М. Валиев /

Адаптированная рабочая программа

Подписано
Валиев цифровой
подписью:
Ринат
Ринат
Марсович Валиев
Марсович

по ручному труду
для 4 класса

Составитель: учитель
Николаева С.
Нижний Бардым
2021г.

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Технология» составлена на основе авторской
программы Н.М. Конышевой «Технология» для 1-4 классов (Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация
XXI век, 2011 г) и ориентирована на работу по УМК «Школа России»
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.г.
2.Федеральным государственным образовательным Стандартом (далее – Стандарт) начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям
реализации и планируемым результатам освоения АООП – приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г.
№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3.примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития – одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15)
4.Конституцией РФ
5.Конвенцией о правах ребёнка
6.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
7.учебным планом школы на 2021-2022 учебный год
8.календарным учебным графиком школы на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет
работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.
Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 4 класса с
ЗПР. Настоящая программа составлена для 4 класса ЗПР в соответствии с учебным планом данного учебного
заведения.
В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям по развитию
памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.

Цели и задачи:
 Развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического
мышления, конструкторских способностей.
 Формирование эстетической культуры на основе знакомства с элементами традиционного
народного творчества, исторических особенностей труда, быта, ремёсел родного края.
 Развитие творческого потенциала ребёнка, его созидательных возможностей.
 Формирование навыков общения и коллективной деятельности.
 Воспитание уважительного отношения к человеку труда, к сельскохозяйственной деятельности.
 Развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук.
 Формирование умений по технологиям обработки доступных детям материалов.
 Начальное освоение инструментальных сред для работы разного вида.
 Создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных сред.
 Ознакомление со способами организации и поиска информации.
 Создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Технология» отводится 1 час в неделю, 34 часа
за год. Рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю),

Планируемые результаты освоения программы по технологии
(к концу 4 класса)
Личностные
У учащихся будут сформированы:

положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической
деятельности;

осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической
деятельности; способность к самооценке;





уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и
безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:

устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов
деятельности;

установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам
творческой предметно-практической деятельности;

привычка к организованности, порядку, аккуратности;

адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении
поставленной цели, изобретательность;

чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным
традициям других народов;
Предметные
Учащиеся научатся:

использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами:
чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой
формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки,
угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и
конструктивным свойствам, экономно расходовать;

отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные
технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки
и отделки изделия;

работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы,
читать их и выполнять разметку с опорой на них;

изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам,
схемам, рисункам, по заданным условиям;

решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения
деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия
обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в
собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:

определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных
материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметнопрактической творческой деятельности;

творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные
свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут
рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически
использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:

самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы, сохранять порядок на рабочем месте;



планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной

целью;

следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других
информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

руководствоваться правилами при выполнении работы;

устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;

осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода
практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность
действий для реализации замысла;

прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для
его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:

находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей
тетради;

анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы,
рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в
собственной деятельности;

анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму,
взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить
для их объяснения соответствующую речевую форму;

использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или
материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели,
работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных
источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с
конструктивной или декоративно-художественной задачей;

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской
задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в
материале;

понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в
соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и
способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:

организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли,
сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности
и совместной работы;

в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать
им свои предложения и пожелания;

проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их
работы;
Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах:
разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Требования к уровню подготовки выпускников

Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах
и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке,
удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в
практической деятельности;
• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную
карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
• уважительно относиться к труду людей;
• понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе
традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную
проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в
продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении,
практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по
декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные
технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки,
формообразовании, сборке и отделке изделия);
• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка,
угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей
технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с
опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам,
рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного
или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные
технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды
соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей:
на достраивание, придание новых свойств конструкции;
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и
доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с
изображениями их развёрток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или
передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Содержание программы
Из глубины веков – до наших дней (8 часов).
Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в
посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.
Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях.
Изготовление изделий на основе народных традиций.
Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов).
Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования
изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий.
Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки.
Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный
смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое
использование традиционных канонов в современной жизни.
Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой
фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление
праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (11 часов)
Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий.
Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение.
Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его
составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного
билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.
В каждом деле – свои секреты (7 часов).
Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование
упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы.
Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.
Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды
складок и приемы работы.
Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.
Тематическое планирование
№ п\п
Название темы
Кол-во часов

1.
2.
3.
4.

Из глубины веков – до наших дней
Традиции мастеров в изделиях для праздника
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие
В каждом деле – свои секреты
ИТОГО:

8ч
8ч
10 ч
8ч
34 ч

Календарно- тематическое планирование
№
п/п

Содержание учебного материала

Кол-во
час

1.
2.
3.
4.
5.
67.
89.
10.
1112
13-

Вводный урок. Тема года
Керамика в культуре народов мира
Керамика в культуре народов мира
Архитектурная керамика. Изразец
Архитектурная керамика. Изразец
Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера

1
1
1
1
1
2

Карнавальные маски .Бумагопластика. Новые приёмы оригами

2

Новые приёмы оригами
1
Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных 2
изделий из бумаги .Гофрирование.
Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных 2

Дата
план

факт

14
1516
17

изделий из бумаги. Раскладные открытки
Построение развёртки с помощью циркуля. Декорирование 2
изделия с учётом принципа стилевой гармонии
Простейшие приёмы вязания крючком
1

1819
2022
2324
2526
27
28
29
30
3133
34

Простейшие приёмы вязания крючком

2

Петельный шов. Изготовление декоративных карманов

3

Барельеф в декоративном изделии( лепка, роспись)

2

Окантовка картона. Жёсткий переплет

2

Соломенных дел мастера
Соломенных дел мастера
Металл в руках мастера. Тиснение по фольге.
Металл в руках мастера. Тиснение по фольге.
Новые стежки и швы. Закладка для книг.

1
1
1
1
3

Итоговый урок. Обобщение

1

Лист корректировки рабочей программы
Название
раздела,
темы

Дата проведения
по плану

Дата проведения
по факту

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».