АРП чтение-4кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Азигуловская средняя общеобразовательная школа»
(филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Азигуловская средняя общеобразовательная школа»-«Нижнебардымская
основная общеобразовательная школа»)

РАССМОТРЕНО:

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДЕНО:

на заседании школьного
методического объединения

На заседании педсовета

Приказ №79-од

Протокол № 1

от «31» августа 2020 года

28.08.2020 г.

Директор школы

Протокол №1 от 27.08.2020 г.

____________/Р.М. Валиев /

Адаптированная рабочая программа

Валиев
Ринат
Марсович

по чтению - 4 класс
Подписано
цифровой
подписью:
Валиев Ринат
Марсович

Составитель: учитель
Николаева
Нижний Бардым
2021

1. Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
-Приказа Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановления Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»,
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №
373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014
№ 1643, от 31.12.2015 № 1576);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 7.2), утвержденная приказом
МАОУ «Азигуловская СОШ»
- Положения об адаптированной основной общеобразовательной программе по учебному предмету
(курсу) утвержденная приказом МАОУ «Азигуловская СОШ»
- Примерной программы начального общего образования для образовательных учреждений авторов
Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого «Литературное чтение 1-4», рекомендованных МО и науки РФ, и
отражающих пути реализации содержания учебного предмета.

II. Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология», изучается с 1
по 11 класс. На изучение курса «Литературное чтение» в инвариантной части Базисного учебного
плана с 1 по 4 класс выделено 4 часа в неделю,136 часов в год.
Для формирования читательского кругозора школьников, развития интереса к самостоятельной
читательской деятельности 1 ч в две недели отводится на внеклассное чтение.
III.Результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся научатся:
-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине,
находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных
произведений;
-собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам,
воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя
художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, урокиконкурсы и пр.);

-составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного
сочинения;
-принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и
музыкантов».

Учащийся получит возможность научиться:
-Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
-Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать,
что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
-Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным,
это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
-Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев,
делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
-Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт,
объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего
самосовершенствования
-Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
-Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия
открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
-Познавать национальные традиции своего народа, сохранять их.
-Рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей
малой родины.
-Находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя
своей Родины.
-Создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научатся:
-формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
-читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно,
выборочно и пр.);
-осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой
сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или
некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
-принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
-выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока;
если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
-оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными
формами оценивания;
-определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой
на уроке.
Учащиеся получат возможность научиться: -самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного
результата; свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

-самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и
преобразовывать её из одного вида в другой;
-владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
-пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих
учебных целей.
Познавательные
Учащийся научатся:
-находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать
полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать
авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
-сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ,
волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
-сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом,
диафильмом или мультфильмом;
-находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название
выставке книг;
-сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности
их поведения в зависимости от мотива;
-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10
предложений;
-понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и
стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого,
Горького и др.) для русской и мировой литературы;
-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших
стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
-предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных
установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его
мотивы и замысел автора;
-определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины,
жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения),
осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять
отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
-самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы
поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой
осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
-определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
-создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и свозможностью

Коммуникативные
Учащийся научатся:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение,
проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне
хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить,
привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на
эмоциональную сферу слушателей;
-участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе
неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
-создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
-способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога
(полилога);
-демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
-предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
-определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев,
фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым
событиям;
-использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и
рассуждениях;
-отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному
произведению; определять совместно со сверстниками задачу групповойработы (работы в
паре), по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и
творческих заданий;
-определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания
упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
-оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в
обществе;
-искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать
конфликтные ситуации;
-обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие
конфликтные ситуации;
-находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения
конфликтных ситуаций;
-находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать,
систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
-самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только
в случае серьёзных затруднений;
-использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

-озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
-участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
-договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного
и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
-интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами,
оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научатся:
-понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого,
Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и
предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности
жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими
нотками и пр.);
-пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания;
осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности
(добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения
литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное
автором слово способно создавать яркий образ;
-участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
-формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды
из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
-делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа,
продумывать связки для соединения частей;
-находить в произведениях средства художественной выразительности;
-готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках;
пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке. Учащиеся получат
возможность научиться:
-осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
-приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научнопознавательной, учебной и художественной литературы;
-воспринимать художественную литературу как вид искусства;
-осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать
ему нравственно-эстетическую оценку.
-соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими
эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
-на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование
— создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание
— характеристика героя);
-работать с детской периодикой.
Творческая деятельность

Учащийся научится:
-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на
самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и
точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст,
включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;
пересказывать текст от 3-го лица;
-составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных
произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных
писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их,
переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные
праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в
литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим
русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
-писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
-создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами
произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых
картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научатся:
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд
литературоведческих понятий(фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и
средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
-определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя
средства художественной выразительности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ,
ОКАНЧИВАЮЩЕГО НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ.
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать


названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

уметь


различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);



читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);



определять тему и главную мысль произведения;



пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);



делить текст на смысловые части, составлять его простой план;



составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать
события, героев произведения;



читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);



создавать небольшой устный текст на заданную тему;



приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);



различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки
народные и литературные;



приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному
материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:


самостоятельного чтения книг;



высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;



самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;



работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на
электронных носителях).



IV.Содержание тем учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов).
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию
прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за
особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них
коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми
словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов,
передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической
отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и
жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение
находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их
сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в
нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания
книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное
деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами
информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать
выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение
справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о
первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная.
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её
справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать,
справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического
каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой
справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с
помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание
понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на
примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов,
сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,
пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств
данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с
помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии
или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через
поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских
помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий
(передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и
всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из
текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе
подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание
места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности
ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать
(предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с
простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных
связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.
Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.
Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными
заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять
доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или
личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с
особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский
текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически
правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли
текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики
научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной
жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания.
Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом
особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий,
короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия,
характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на
заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные
сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с
поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями
современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной
литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции,
житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научнопопулярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях,
братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство
слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его
портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования
(рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки,
пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о
животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями
построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по
ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными
способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание
собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций
картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие
умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять
свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными
текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному
настрою, объяснять свой выбор.

Основные разделы курса
Былины. Летописи. Жития (11 ч.)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой па вратах
Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (22 ч.)
П.П.Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А.
П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (12 ч.)
Ф.И.Тютчев.«Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет.«Весенний дождь»,
«Бабочка»;Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А.
Н.Плещеев.«Дети и птичка»; И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;Н.А.Некрасов.«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;И.А.Бунин.«Листопад».
Литературные сказки ( 16 ч.)
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»; П.П.Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т. Аксаков «Аленький
цветочек»; В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час (9 ч.)
Е.Д.Шварц «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;
В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (8 ч.)
Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;
М.М.Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (5 ч.)
В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. Н. Цветаева.«Бежит
тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (11 ч.)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы» Е.И.Чарушин «Кабан»; В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»
Поэтическая тетрадь (8 ч.)

Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»; Н.М.Рубцов.«Сентябрь»; С.А.Есенин.«Лебедушка».
Родина (8 ч.)
И.С.Никитин «Русь»; С.Д.Дрожжин «Родине»; А.В.Жигулин. «О,Родина! В неярком блеске...»;
Б.А.Слуцкий.«Лошади в океане».
Страна «Фантазия» (7 ч.)
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».К.Булычев «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (17 ч.)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X . Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома
Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»

Учебно – тематический план
№

Наименование
разделов

Количество
часов/ из
них внекл.
чтение

Выполнение практической части программы
Проверочные
работы

Контрольные
работы

1

Вводный урок по курсу
литературного чтения

1

Летописи, былины,
жития

10/1

1

2

Чудесный мир классики

22/2

1

3

Поэтическая тетрадь 1

12/1

1

4

Литературные сказки

16/1

1

5

Делу время – потехе
час

9/1

1

6

Страна детства

8/1

1

7

Поэтическая тетрадь 2

5

1

8

Природа и мы

11

1

9

Поэтическая тетрадь 3

8

1

10

Родина

8/1

1

11

Страна Фантазия

7/1

1

12

Зарубежная
литература

18/1

1

1

136 час

12

2

Итого:

Проекты

2
1

1

1

1

3

V. Основные направления коррекционной работы.
Методы и формы через которые будет реализована программа обучения детей с ЗПР:


обучение на интересе, на успехе, на доверии;



адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного
материала;



одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в
процессе восприятия материала;



использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);



формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;



взаимообучение, диалогические методики;



комментированные упражнения;



оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Коррекционная работа по предмету.
ЭТАПЫ УРОКА
1. В процессе
контроля за
подготовленностью
учащихся

2. При изложении
нового материала

3. В ходе
самостоятельной
работы

4. При организации
самостоятельной
работы вне класса

ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ
Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе
разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план
опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами.
Поощрять первые же успехи при опроса.
Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень
понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников
при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в
ходе проблемного обучения.
Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр.
Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные
моменты в его работе, активизируя усилия. Выявлять типичные
затруднения и ошибки в работе ребенка и акцентировать на них
внимание.
Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно
вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать
число однотипных упражнений.
Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая
возможные затруднения в работе.
Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.
Давать задания по повторению материала, который потребуется при
усвоении новой темы.
Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

Система специальных условий реализаций.
Контроль и система оценивания.
С целью осуществления контроля результатов обучения используются следующие виды контроля:
текущий, тематический, итоговый.
Для контроля используются следующие формы: индивидуальная и фронтальная устные проверки.
Пересказ прочитанного произведения, чтение произведения наизусть, тестовые задания, проверка
навыков чтения, уровня начитанности.

Оценка работ по литературному чтению
Выставление отметки читательской деятельности:
«5» - без ошибок
«4» - 2 грубые и 1-2 негрубые ошибки
«3» - 3-4 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых

«2» - 5 и более грубых ошибки

Выставление отметки умения пересказывать текст:
«5» - логически и последовательно построенный рассказ
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения материала, имеются единичные
фактические и речевые ошибки
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения
последовательности изложения мыслей
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, отсутствуют важные эпизоды,
главные части, нарушена последовательность изложения мысли, отсутствует связь между частями
или отдельными предложениями, крайне однообразен словарь

Техника чтения:
Текст для замеров должен быть незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать. Числительных
быть не должно, прилагательных может быть от 8% до12%. Короткие слова надо учитывать,
написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать как 2 слова. Если в начале замера скорость мала,
то надо дать ученику возможность вчитаться в текст и только после этого проводить замер. Замеры
проводит учитель, дается инструкция, чтобы ребенок прочитал текст в том темпе, в котором ему
удобно, а потом ответил на вопросы по содержанию. Результаты фиксируются в таблице.

4 класс

1 полугодие
отметка

2 полугодие
отметка

5

Без ошибок; 60-75 сл. в мин. 5

70-80 сл. без ошибок, бегло с
соблюдением орфоэпических норм,
делать паузы, логические ударения.

4

1-2 ошибки, 55-60 сл.

4

1-2 ошибки, 60-70 сл.

3

3-5 ошибок, 50-55 сл.

3

3-5 ошибок, 55 – 60 сл.

2

6 и более ошибок, менее 50 2
сл.

6 и более ошибок, менее 55 сл.

Примечание:
При проверке техники чтения учитывается способ чтения, выразительность, правильность,
осознанность.

Грубыми ошибками считаются:
- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов слов);
- неправильная постановка ударения (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при
чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения,
подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Негрубыми ошибками считаются:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительности при
передаче характера персонажа.

VI. Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения – 4 класс
№

Дат
а

Тема урока

1

с-1 Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению.

2

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные
летом.

3

Былина – жанр устного народного творчества. Поэтический текст
былины «Ильины три поездочки».

4

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой.
Сравнение поэтического и прозаического текстов.

5

Герой былины – защитник русского государства. Картина
В.Васнецова «Богатыри».
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

6

События летописи - основные события Древней Руси.
Сравнение текста летописи и исторических источников

7

8

с-2

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

9

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста
летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем
Олеге».

10

Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков
«Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия
Радонежского.

Дано

По
плану

11

12

13

Обобщающий урок - игра «Летописи, былины, сказания,
жития». Проект «Создание календаря исторических событий»
Проверочная работа № 1 по разделу «Летописи, былины,
сказания, жития».
с-4 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его
содержания.

14

П.П. Ершов «Конёк – Горбунок».

15

П.П. Ершов «Конёк – Горбунок». Сравнение литературной и
народной сказок.

16

П.П. Ершов «Конёк – Горбунок». Характеристика героев.

17
18

0-1 А.С. Пушкин «Няне».
А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!»
НРК Мой край осенью.

19

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

20

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Характеристика героев.

21

о-2 А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Деление сказки на части.

22

Внеклассное чтение. Урок – КВН по сказкам А.С. Пушкина.

23

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Средства художественной
выразительности

24

о-3 М.Ю Лермонтов «Ашик – Кериб».

25

М.Ю Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов руссской и
турецкой сказок.

26

М.Ю Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев.

27

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

28

о-4 Л.Н. Толстой «Детство».

29

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня.

30

Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого.

А.П. Чехов «Мальчики». Отличительные особенности рассказа.

31
32

н-2

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего
времени.

33

Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики».

34

Проверочная работа № 2 по разделу «Чудесный мир
классики».

35

н-3

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его
содержания.

36

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и
ярко».

37

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Особенности
поэтического языка. Образные средства.

38

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»

39

н-4

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

40

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Составление
описания картин природы.

41

Н.А. Некрасов «Школьник». Образные средства языка: эпитеты,
сравнения, метафоры.

42

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…».

43

н-5

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.

44

Внеклассное чтение. Родные поэты. НРК Поэты Удмуртии.

45

Обобщающий урок – игра по разделу «Поэтическая тетрадь».

46

Проверочная работа № 3 по разделу «Поэтическая тетрадь».

47

48

д-1 Знакомство с названием раздела. В. Ф. Одоевский «Городок в
табакерке».
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана
сказки.

49

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ

50

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного
литературного жанра.

51

д-2 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в
содержании художественного произведения.

52

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного
текста.

53

Знакомство с творчеством П.П. Бажов «Серебряное копытце».

54

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в
авторском тексте.

55

д-3 П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного
произведения.

56

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

57

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.

58

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.

59

д-4 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки.
Внеклассное чтение.

60

Сказки любимых писателей.
НРК Сказки удмуртских писателей.

Обобщающий урок - игра «Крестики - нолики».

61

Проверочная работа № 4
Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие.

62

63

я-2

Знакомство с творчеством
Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

64

65

я-3

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный
смысл произведения.
Знакомство с творчеством
В.Ю. Драгунский «Главные реки».

66

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Тема и главная мысль
рассказа.

67

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

68

я-4

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование
произведения.

69

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

70

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час».

71

Проверочная работа № 5 по разделу «Делу время – потехе
час».

72

я-5

Знакомство с творчеством
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

73

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

74

Знакомство с творчеством
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

75

76

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». НРК Музей
Чайковского в Воткинске.
ф-1 Знакомство с творчеством
М.М. Зощенко «Ёлка».

77

Обобщающий урок по разделу «Страна детства».

78

Проверочная работа № 6 по разделу «Страна детства».

79

Внеклассное чтение
Что такое «серии книг» и каково их назначение.
НРК Серии книг в районной библиотеке.

80

81

ф-2 Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон»,
«Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Анализ лирических
произведений.

82

83

84

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».
Работа над выразительным чтением.
Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же
тему. Проверочная работа № 7 по разделу
ф-3 Устный журнал «Поэтическая тетрадь».

85

Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин – Сибиряк
«Приёмыш».

86

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к
природе.

87

Знакомство с творчеством
А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

88

89

ф-5 А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика
героя произведения.
Знакомство с творчеством
М.М. Пришвина «Выскочка».

90

91

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе
поступка.
м-1 Е.И. Чарушин «Кабан».

92

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Герои рассказа.

93

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

94

Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы».
НРК Природа родного края.

95

м-2 Проект «Природа и мы».
Проверочная работа № 8

96

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания.

97

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Работа над выразительным
чтением.

98

С.А. Клычков «Весна в лесу». Авторское отношение к
изображаемому.

99

м-3 Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Настроение стихотворения.

100

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

101

С.А. Есенин «Лебёдушка».». Тема стихотворения. Эпитеты.

102

Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные
страницы». НРК Стихи поэтов Игринского района

103

а-1 Проверочная работа № 9 по разделу «Поэтическая тетрадь».

104

Знакомство с названием раздела, прогнозирование
содержания. НРК Моя Родина - Удмуртия.

105

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому
в стихотворении И. С. Никитина «Русь».

106

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д.
Дрожжина «Родине».

107

а-2 А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

108

Обобщающий урок по разделу «Родина».

109

Внеклассное чтение Кто с мечом к нам придёт, от меча и
погибнет. НРК Герои – земляки.

110

Проект «Они защищали Родину». НРК Удмуртия в годы Великой
Отечественной войны.

111

а-3

Проверочная работа № 10 по разделу «Родина».

112

Знакомство с названием раздела. Е.С. Велтистов «Приключения
Электроника».

113

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои
фантастического рассказа.

114

К Булычев «Путешествие Алисы». Особенности
фантастического жара.

115

116

а-4

К Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов
фантастического жанра.
Путешествие по стране Фантазия.

117

Проверочная работа № 11 по разделу «Страна Фантазия».

118

Внеклассное чтение «В путь, друзья».

119

а-5 Знакомство с названием раздела. Знакомство с творчеством Дж.
Свифта «Путешествие Гулливера».

120

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета
в зарубежной литературе.

121

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой
литературы.

122

Знакомство с творчеством
Г.Х. Андерсена «Русалочка».

123
124
125
126
127

м-1 Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.
м-2 Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о русалочке.
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.
Знакомство с творчеством
М. Твена «Приключения Тома Сойера».

128

129

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их
поступков.
м-3 Знакомство с творчеством
С. Лагерлефа «Святая ночь».

130

С. Лагерлеф « Святая ночь».

131

С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство».

132

м-4 С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда.

133

Внеклассное чтение. «Путешествие по дорогам любимых
книг». НРК Библиотеки п. Игра

134

Контрольная работа за II полугодие.

135

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная
литература». Проверочная работа № 12 по разделу

136

м-5 Урок – игра «Литературные тайны».

Лист корректировки рабочей программы
Название
раздела,
темы

Дата проведения
по плану

Дата проведения
по факту

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».