Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по декоративно -прикладному искусс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МАОУ "Азигуловская СОШ"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
по декоративно-прикладному искусству творческой студии
«Золотые ручки»

Возраст обучающихся: 8-15 лет
срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Смолина Т.А.
Педагог дополнительного образования

с.Азигулово, 2023г.
1

1. Пояснительная записка
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает
возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие
у обучающихся изобразительных, художественно - конструкторских
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности,
развивает навыки народного творчества. Видеть красоту предметов
декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими
руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Настоящая
Программа
разработана
с
учетом
требований
следующих нормативно- правовых актов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196«;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
2

региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
Дополнительная общеобразовательная программа «Золотые ручки»
направлена на формирование и развитие творческих способностей детей,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, организацию
их
свободного времени; обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, выявление и поддержку лиц, проявивших
выдающиеся способности. имеет художественную направленность.
Занятия по данной программе знакомят детей с культурными ценностями
своего народа, а также позволяют создать активную мотивирующую
образовательную среду для формирования познавательного интереса
учащихся.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Золотые
ручки» заключена в том, что она дает возможность освоить технику работы с
различными видами материала (бумага, ткань, картон, природный материал,
бросовый материал). Умение работать с разными материалами позволяет
переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая
новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала
исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом
деятельности.
Актуальность программы состоит в том, что школьники в условиях
ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие
способности. В настоящее время возникла потребность дополнить массовое

3

образование творческим, акцентировать в нем духовно-творческое начало,
умение и желание трудиться.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной
программы «Золотые ручки» обусловлена тем, что она направлена на
мотивацию личности к творчеству и познанию. Она поможет обучающимся
овладеть азами работы с бумагой, созданием плоскостных и объёмных
аппликаций, поможет узнать много нового о пластилине, различной
нетрадиционной росписи. Раскрывая при этом творческие способности
каждого обучающегося, программа поможет быть сосредоточенным и
усидчивым, терпеливым и аккуратным, бережливым. Программа даст
возможность вернуть детей к культуре, научить создавать изделия
декоративно – прикладного искусства своими руками, и видеть результат
своего труда.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная программа
«Золотые ручки» предназначена для детей 8 - 15 лет, не имеющих
предварительной подготовки и ограничений по здоровью.
При приёме в группу учитывается интерес и мотивация к данному виду
деятельности.
Наполняемость группы. Предполагаемый состав групп: разновозрастные,
численный состав обучающихся 7 – 15 человек, учитывая площадь
помещения согласно требованиям СанПиН. Привлечение обучающихся в
детское объединение, проходит в форме мастер-классов, рекламных
объявлений, бесед с родителями.
Уровень программы, объём и сроки. Тип программы-общеразвивающий.
Программа «Золотые ручки» носит базовый уровень. Сроки обучения 2
учебных года. Программа реализуется с общим объемом 153 часа учебной
нагрузки, из них 68 часа- в первый год обучения и 85 часов во второй год
обучения. Продолжительность одного академического часа 45 мин., перерыв
между учебными занятиями 10 мин.
Год обучения
№
Группы

1
1-й
2
2-й
Итого:

Кол-во Количество часов в год
часов в
неделю

2
3

всего

Теория практика

68
85
153

14
19
33

54
66
120

Кол-во
учащихся в
группе

7-15
7-15

Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма
организации деятельности детей на занятии – индивидуальная, групповая и
индивидуально-групповая, осуществляется в соответствии с требованиями
развивающего обучения. Занятия строятся таким образом, что теоретические и
4

общие практические навыки даются для всей группы, а дальнейшая работа
ведется в индивидуальном порядке с учетом личностных качеств
обучающихся. Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные
(теория и практические), прогулка, экскурсия, конкурсы, выставка,
презентация, беседа, лекция и т. д.
Цель: научить детей изготовлению простейших поделок через различные
виды декоративно-прикладного искусства .
Задачи программы.
Воспитательные:
• воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному
искусству;
• добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
• воспитывать творческое отношение к труду, эстетический вкус;
- формировать экологическое воспитание
Развивающие:
• пробуждать любознательность в области народного, декоративно прикладного искусства, технической эстетики;
Обучающие:
• знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
• формировать образное, пространственное мышление и умение выразить
свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
• совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Программой предусмотрено частичное дистанционное обучение, по
дополнительному согласию с родителями .
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный
запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный
по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время
работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача
определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети
приучаются работать по плану:
• эскиз
• воплощение в материале
• выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках
композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Дополнительные положения:

5

- Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые
еще не нашли своего дела.
- Превосходство: если у кого-то что - то получается хуже, чем у других,
значит, что-то должно получиться лучше - это "что - то" нужно искать.
- Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться
окончательным.
- Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех
детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных:
важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
- Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее
его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого
учебного материала.
- Максимум поощрения, минимум наказания.
- Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Форма подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности
детей – выставки, конкурсы
В содержании обучения уделяется внимание и профориентации учащихся.
Ребята знакомятся с профессиями «художник – декоратор», «архитектор»,
«дизайнер».
В процессе освоения и реализации программы предусмотрены экскурсии,
знакомство с мастерами села с целью изучения истории родного края.
Неотъемлемая часть программы – это индивидуальная работа с одарёнными
детьми. Их участие в творческих конкурсах и положительные результаты
стимулируют процесс обучения. Предложенная программа имеет свои
особенности. В отличие от других программ, предполагаемых изучение той
или иной прикладной технологии, настоящая программа изучает
разнообразные технологии прикладной деятельности. Использование
различных видов деятельности в значительной мере повышает интерес
учащихся к творчеству, посещению занятий студии, освоению новых
технологий, расширению своих возможностей.
Основным видом занятий является практическое. Время на нем
распределяется примерно так:
1) вводный инструктаж - 5%
2) сообщение познавательных сведений - 20%
3) практическая работа и текущий инструктаж - 70%
4) подведение итогов, уборка рабочего места - 5%.
Теоретическая часть занятия при работе максимально компактна и включает
в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия.
Практическая часть занимает большую часть времени и является
центральной частью занятия. На основе объяснений, а также восприятия
фотографий или репродукций произведения народного творчества дети
выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой
деятельности (он может быть объектом любования, обсуждения и критики).
6

Как правило, задание может быть частично реализовано на первом занятии и
продолжено или завершено на следующем. В конце каждого занятия
проводятся просмотры. В процессе просмотра происходит обсуждение
оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных
художественных решений. В конце года готовится большая выставка
творческих работ.

7

2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план
2.1.1. Первый год обучения
№ Название раздела, темы
п/п

Количество часов

1

Подготовительный этап
(презентация студии «Золотые
ручки», набор и комплектация
групп обучающихся, диагностика)

2

теор пра
ия
кти
ка
1
1

2

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности и охране
труда. Знакомство с материалами,
инструментами
Цветоведение

2

2

2

1

1

Анализ работ

4

1

3

Анализ работ

6

1

5

Выставка работ

6

Работа с природным материалом
(изготовление цветов из осенних
листьев)
Декупаж, декор джутом,
макаронными изделиями
Художественная роспись

4

1

3

Анализ работ

7

Национальный орнамент

4

1

3

Анализ работ

8

Хохломская роспись

6

1

5

Анализ работ

9

Папье-маше, декорирование

8

1

7

Выставка работ

10

Работа из соленого теста

6

1

5

Выставка работ

11

Изделия из картона (маска, чудодерево,)

6

1

5

Выставка работ

12

Декупаж, аппликация

4

1

3

Выставка работ

13

Работа с бросовым материалом

4

1

3

Выставка работ

14

Подготовка тематического
2
материала, разработка композиции
стенда с помощью фото и
художественного изображения
Итоговое занятие
2

2

Выставка стенда к Дню
Победы

2

Итоговая аттестация.
Проведение выставки за год

16

Экскурсия на природу «В
чудесном лесу»

2

2

17

Культурно-массовые мероприятия

2

2

3
4
5

15

Всего

Формы
аттестации/контроля

Входная диагностика

8

18

Изготовление поделок к
праздникам и для конкурсов и
выставок различного уровня
ИТОГО:

2

68

2

14

Промежуточная аттестация.
Конкурсы

54

Содержание учебного (тематического) плана
1. Подготовительный этап
Теория: Презентация творческой студии «Золотые ручки», беседа с
родителями и обучающимися. Набор и комплектование групп.
Индивидуальное
консультирование
родителей
обучающихся
по
интересующим их вопросам обучения детей в студии «Золотые ручки».
Практика: Диагностирование уровня творческого развития.
2. Вводное занятие
Теория: Знакомство обучающихся с программой по декоративноприкладному искусству творческой студии «Золотые ручки»: разделами,
расписанием занятий, требованиям к занятиям.
Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий,
с литературой по изучаемым направлениям. Презентация достижений
обучающихся творческой студии «Золотые ручки» прошлых лет.
Инструкция по технике безопасности и охране труда, правилам поведения в
чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения.
3. Цветоведение.
Теория: Знакомство с «цветовым кругом», деление цветов на теплые и
холодные.
Практика: Смешивание красок, рисунок «Радужный единорог»
4. Работа с природным материалом (осенние листья)
Теория: Подготовка природного материала к работе, Изучение свойств
свежих и сухих листьев .
Практика: Изготовление цветов из осенних листьев
5.Декупаж, декор джутом, макаронными изделиями
Теория: Знакомство с разными видами декорирования (декупаж, джут).
Изучение свойств материалов, под воздействием воды и клея. Практика:
Изготовление рамки по выбору ребенка;
6. Художественная роспись
Теория: Знакомство с художественной росписью: история, основные
элементы, правила выполнения Хохломской и Гжельской росписи;
Практика: Выполнение элементов росписи: Гжель (орнамент, листья,
цветы, ягоды)
7. Национальный орнамент
Теория: Изучение национальной культуры края. История, основные
элементы выполнения народного орнамента (татарского, марийского,
русского)
Практика: Роспись тарелочки в стиле национального орнамента.
8. Хохломская роспись
9

Теория: Изучение элементов Хохломской росписи (орнамент, листья,
цветы)
Практика: Роспись разделочной доски Хохломской росписью.
9. Папье-маше, декорирование
Теория: Изучение технологии выполнения вазы методом папье-маше.
Практика: Изготовление напольной вазы с декоративными ветками
«Новогодняя сказка»
10. Работа соленым тестом
Теория: Знакомство с технологией изготовления соленого теста.
Практика: изготовление поделок из соленого теста.
11. Изделие из картона
Теория: Изучение свойств и видов картона. Технология выполнения
работы из картона.
Практика: Изготовление перо жар-птицы, «Чудо-дерево».
12. Декупаж, аппликация
Теория: История аппликации. Виды аппликации. Материалы для
аппликации. Разработка композиции открытки
Практика: Изготовление объемной открытки для мамы
13. Работа с бросовым материалом
Теория: Разговор об экологии. Изучение техники изготовления
органайзера из бросового материала
Практика: изготовление органайзера
14.Изготовление стенда
Теория: Беседа о ВОВ. Подготовка тематического материала, разработка
композиции стенда с помощью фото и художественного изображения
Практика: Изготовление стенда к Дню Победы «Спасибо Деду за
Победу!»
15. Итоговое занятие (мониторинг)
Итоговая диагностика практических и организационных навыков и
личностных качеств, обучающихся методом выставки готовых работ.
Диагностика образовательных результатов владения терминологией в
области декоративно-прикладного творчества методом опроса и
тестирования. Выявление способностей, определение творческого роста и
развития.
16 Экскурсия на природу «В чудесном лесу»
Теория: Знакомство с формой листьев, сбор материала для деятельности.
17. Культурно - массовые мероприятия.
Организация и проведение общешкольных и кустовых культурномассовых мероприятий среди занимающихся в творческой студии.
18.Изготовление поделок к праздникам, для конкурсов и
выставок различного уровня
Творческая работа: подготовка и проведение выставок к праздничным
датам.
10

2.1.2.Второй год обучения
Количество часов
П
п

Название раздела, темы

всего

теория

прак
тика

п/п

Формы
аттестации/контроля

3

1

2

3

2

1

3

Подготовительный этап
(презентация студии «Золотые
ручки», набор и комплектация
групп обучающихся)
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности и охране
труда. Знакомство с
материалами, инструментами
Изделия из картона

9

2

7

Выставка работ

4

пластилинография

9

2

7

Выставка работ

5

Квиллинг

9

2

7

Выставка работ

6

Работа с бросовым материалом

9

2

7

Выставка работ

7

Ниткография

7

1

6

Выставка работ

8

Роспись на ткани

6

1

5

Выставка работ

9

Витраж

9

2

7

Выставка работ

10

Занятия по итоговой работе

9

2

7

Проведение выставки
за год

11

Изготовление поделок к
праздникам и для выставок
различного уровня

9

2

7

Промежуточная
аттестация, конкурсы

12

Культурно-массовые
мероприятия

3

Итого:

85

1

2

Входная диагностика

3
19

66

Содержание учебного (тематического) плана
1.Повторение материала 1-го года обучения.
Теория: Знакомство обучающихся с программой второго года обучения:
разделами, расписанием занятий, требованиям к занятиям.
2. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми
для занятий, с литературой по изучаемым направлениям. Инструкция по
технике безопасности и охране труда.
11

3. Изделия из картона
Теория: Изучение свойств картона, составление композиции, техника
безопасности при резке картона канцелярским ножом.
Практика: Изготовление птиц и насекомых из картона.
4. Пластилинография
Теория: Знакомство с пластилином, его свойствами. Техника
пластилинография, как нетрадиционный вид рисования.
Практика: «Буква моего имени» Роспись с помощью пластилинографии.
5. Квиллинг
Теория: Изучение свойств бумаги. Знакомство с работами, выполненными
в технике квиллинг. Компьютерная презентация «Квиллинг», изучение видов
роллов, скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных
средств. Симметрия в композиции.
Практика: Настенное панно «Из простой бумаги мастерим как маги».
Узоры из бумажных лент.
6. Работа с бросовым материалом
Теория: Учимся сворачивать трубочки и ролы из газет с помощью спицы.
Практика: Изготовление конфетницы из газетных трубочек.
7. Ниткография.
Теория: История ткачества. Инструменты, пряжа, нити и приспособления.
Знакомство со схематичным изображением рисунка на бумаге. Условные
обозначения. Методическая разработка по технике «Ниткография». Техника
выполнения наклеивание нитей в разных направлениях.
Практика: Заполнение геометрических фигур ниточной графикой,
изготовление панно «Южный цветок».
8. Роспись по ткани.
Теория: Знакомство с росписью по ткани. Технология выполнения работы в
технике «Роспись по ткани».
Практика: Расписать футболку.
9. Витраж
Теория: История витража. Знакомство с витражной росписью.
Инструменты и приспособления, техника росписи.
Практика: Роспись стеклянной вазы, стеклянная мозаика, роспись зеркала.
10. Занятия по итоговой работе
Изготовление панно «Жар - птица» по самостоятельно выбранной технике.
Итоговая диагностика практических и организационных навыков и
личностных качеств, обучающихся методом наблюдения. Диагностика
образовательных результатов владения терминологией в области
декоративно - прикладного творчества методом опроса и тестирования.
Выявление способностей, определение творческого роста и развития.
11.Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного
уровня.

12

Практика: Участие обучающихся творческой студии «Золотые ручки» в
различных мероприятиях. Изготовление поделок на конкурсы и выставки
декоративно - прикладного творчества
12. Культурно-массовые мероприятия
Организация и проведение общешкольных и кустовых культурно-массовых
мероприятий среди занимающихся в творческой студии.

13

2.2. Планируемые результаты
Предметные:
- воспитание в детях любви к народному искусству, патриотизму через
изучение художественной росписи и орнамента, изготовление стендовых
материалов к Дню Победы;
- знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения, декоративно – прикладного искусства через изучение
различных видов декорирования, изготовления аппликаций, панно, открыток;
Метапредметные:
- воспитание творческого отношения к труду, эстетического вкуса через
различные виды нетрадиционной росписи;
- экологическое воспитание через работу с бросовым материалом,
изготовление различных поделок из картона;
- совершенствование умения и формирования навыков работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов,
через изготовление объемных панно в различных техниках.
Личностные:
- воспитание эстетических чувств и дружеского отношения к согруппникам,
через совместные походы на природу и культурно-массовые мероприятия

14

3.Организационно-педагогические условия
3.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной работы и достижения намеченных результатов
необходимо учитывать множество важных компонентов, которые включают
в себя специфическое оборудование и необходимые материалы,
технологические и методические разработки.
Помещение, где проводятся занятия, отвечает условиям, необходимым
для организации творческой деятельности по установленным требованиям
Сан Пин. Учащиеся должны в нём себя чувствовать комфортно. А для того,
чтобы работать с вдохновением, нужна соответствующая атмосфера. Этому
способствует оформление и техническое оснащение отдельного хорошо
освещенного кабинета по декоративно - прикладному искусству. Он
оборудован столами, за которыми работают обучающиеся ,
В рабочем помещении, где проводятся занятия, необходимо разместить
постоянную выставку с различными видами декоративно-прикладного
искусства, а также разместить полку – стеллаж с образцами и аналогами
народной росписи и других технологий декоративно - прикладного
искусства, книгами и эскизами по различной тематике.
Для проведения занятий требуется оборудование: шкафы и ящики для
хранения методических пособий и работ, а также полочки для хранения
красок, кистей и т.д. В кабинете должна быть раковина с подачей воды.
В комплект приспособлений для работы входят:
фен – для сушки ещё влажной краски и получения спецэффектов;
подрамники – лучше разборные или фиксированные рамы различных
размеров;
рамы – для оформления готовых работ;
а также: листы формата А3, А4, ножницы, клей ПВА, картон, лак
универсальный, строительный скотч, клейкая лента (скотч), кнопки, булавки,
нитки, мягкие карандаши, пластилин, калька или незапечатанная газетная
бумага для выполнения эскизов.
Для выполнения разнообразных по технике работ по росписи
необходимы следующие материалы:
•
разделочная доска (деревянная) – для художественной росписи
по дереву;
•
краски – гуашь, витражные и акриловые, по ткани;
•
контур – для нанесения декоративных элементов в витражной
росписи;
•
декоративные салфетки – для декупажа;
•
кисти – широкие или круглые беличьи кисти № 5, № 6 (для
больших участков росписи и фона), кисти из волоса колонка № 1, № 2, № 3

15

(можно применять синтетический волос), веерные кисти и кисти из щетины
№ 3, № 4;
•
палитра и стаканчики – специальные палитры или фарфоровые
тарелочки;
•
бусины, стразы – и другие мелочи, которые послужат
дополнительным украшением работ.
Программа предусматривает вариативность использования некоторых
педагогических технологий:
• традиционных (технологии личностно - ориентированного и
развивающего обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).
На занятиях по декоративно - прикладному искусству необходимо
строго соблюдать правила техники безопасности труда с электроприборами и
режущими инструментами.

16

3.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3.2.1.Входная диагностика.
При приеме на обучение по программе «Декоративно - прикладное
творчество» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью
выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме
творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к
художественно
исполнительской
деятельности.
Дополнительно
поступающий может представить самостоятельно выполненную творческую
работу.
Чтобы управлять процессом воспитания эстетической культуры, надо
иметь возможность отслеживать продвижение детей в их развитии. Это
требует применения соответствующих диагностических методик. В
зависимости от степени сформированности эстетических качеств, культуры
поведения будет строиться наша дальнейшая работа.
В зависимости от соотношения этих качеств можно выделить 3 уровня
эстетического восприятия:
1-первый высокий уровень, характеризующийся умением адекватно
.воспринимать эстетический объект в единстве содержания и формы;
восприятие целостное, в нем гармонически сочетается интеллектуальное и
эмоциональное;
- второй уровень -средний. Для второго уровня характерна
адекватность восприятия эстетическому объекту, однако анализ
эстетического объекта носит словесно - логический характер с низким
уровнем эмоциональности. Так же характерны яркость и эмоциональность
восприятия с недостаточным уровнем аналитического подхода;
4- третий уровень - низкий. Он характеризуется недостаточным
.развитием эстетического восприятия: пересказ содержания, неумение
выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, явления
действительности или произведения искусства. Возможны ошибки в
изложении и оценке эстетического объекта .
Диагностика входного уровня сформированности эстетической
культуры и степени развития художественного вкуса учащихся:
«5 РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков
на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
Инструкция для детей:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков.
Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы
нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность
есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно
только повторять.

17

На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер
рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели:
-.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к
продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или
свободное мышление, наблюдательность, память.
-. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика
говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности
находить и создавать замыслы своих рисунков).
-. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной
отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
-. Выразительность – фиксируется по наличию художественного
образа.
В качестве методов диагностики личностных изменений воспитанника
педагог
использует
анализ
практической
работы,
наблюдение,
анкетирование, диагностическую беседу.
Для детей более младшего возраста, диагностика проводится в виде
изображения какого-либо предмета, внутри которого нужно разделить на
несколько частей и каждую частичку разрисовать и раскрасить разными
способами. При этом учитывается способность ребенка, передать
правильную форму предмета, аккуратность, творческий подход и
цветоведение. Оценка производится так же по трем уровням.
Важно сформировать у ребенка объективную самооценку, так как
заниженная – приводит к неверию в свои силы, к отсутствию стремления к
развитию, а завышенная самооценка приводит либо к отказу от развития, так
как ребенок вполне доволен собой, либо к стремлению любой ценой стать
лидером, что влечет за собой ряд негативных качеств.
3.2.2. Промежуточная и итоговая диагностика.
Способы определения результативности полученных знаний и умений:
- для определения уровня знаний учащихся по программе предусмотрены
контрольные вопросы для каждого года обучения;
- в течении года предусмотрено участие детей в конкурсах, выставках по
декоративно - прикладному искусству;
- в конце учебного года учащиеся выполняют творческий проект, где
самостоятельно выбирают тему, материал, технику исполнения, показывают
уровень полученных знаний, умений и навыков за весь учебный год.

18

4. Инструкция по технике безопасности
-. Хранить ножницы в определенном месте в закрытом виде.
-. Резать сидя, не размахивая ножницами, не роняя их, следить за
пальцами.
-. Нож хранить в футляре. Без разрешения не брать инструменты.
-. При работе следить за пальцами, чтобы они попадали под лезвие
ножа.
-. Передавать режущие инструменты надо острым концом к себе.
-. При работе с холодными резервирующими составами помещение
должно хорошо проветриваться.
-. иголки и кнопки хранить в отдельных плотно закрывающихся
коробочках.
-. После окончания работы выключить все электрические инструменты.
Правила личной гигиены
-. Работать на клеенке, по мере загрязнения – мыть.
-. Следить за чистотой рук.
-. Вытирать влажной тряпочкой руки.
-. Протирать детали чистой сухой тряпочкой.
-. После работы тщательно убрать рабочее место, вымыть кисти, руки.

19

5. Список литературы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
20

«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
13. Богатова И. В. Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного
картона, бумажной ленты, бумажного шнура.- М.: Мартин, 2011. – 108 с.: ил.
14. Бурункова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АРТ-Пресс Книга. – 88с.: ил. –
15. Величко Н.К. «Русская роспись: Энциклопедия» - М.: АСТ- Пресс Книга,
2016 год.
16. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998
17. Зайцева А.А. Энциклопедия декупажа / Анна Зайцева.- М.: Эксмо, 2009.
192с.
18.Л.В. Мешакина «Картины из скорлупы» 2014г., Архангельская И.Ю.
Основы композиции: Учебник по направлению» Декоративно -прикладное
искусство и народные промыслы» - СПБ: ВШНИ, 2013 год-70 с.,
19. Уолтер Хелен Популярный квиллинг: цветы, птицы, животные из
бумажных лент/ Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 104
с.: ил.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».