Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Художественная резьба пор дереву

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МАОУ "Азигуловская СОШ"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Срок реализации 1 год

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Таипов Фанис Мугинович

с. Азигулово2023

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования. В рабочей программе учтены
идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу для развития и непрерывного образования, целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности,
требования Сан. Пинов. специфика данной возрастной группы учащихся.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в
качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способного
формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью,
оригинальностью.
Актуальность. Умение создавать красивые вещи всегда и у всех народов было в
большом почёте. Один из самых распространённых и любимых его видов – резьба по
дереву. Резьба по дереву отражала жизнь конкретного народа, украшала жилище, посуду.
Искусство резьбы по дереву имеет многовековую историю. Изучение резьбы по дереву
как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать
воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты
и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
Нормативно-правовые основания для проектирования программы:

1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025
года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ
Министерства
труда
и
социальной
защиты
Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской

Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями
по реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»);
13. Приказ
Министерства
общего
и
профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об
утверждении
Концепции развития
образования
на
территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Основная цель программы является:
- воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, через овладение
практическими навыками и умениями художественной обработки древесины.
Основными задачами являются:
- научить основным приёмам резьбы;
- развивать мелкую моторику обучающихся по средствам художественной резьбы.
- развитие художественного вкуса.
Программа «Художественная резьба» включает в себя теоретическую часть,
которая подкрепляется практической частью.

Общая характеристика учебного курса
Программа «Художественная резьба», являясь прикладной, носит практикоориентированный характер, направлена на овладение детьми основными приёмами и
техникой резьбы. Обучение по данной программе способствует адаптации детей к
постоянно
меняющимся
социально-экономическим
условиям,
подготовке
к
самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания и умения по
данному виду декоративно-прикладного творчества.

На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов,
качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности
при работе с техническими и ручными приспособлениями, а также используются здоровье
сберегающие технологии.
Более результативной реализации программы «Художественная резьба по дереву»
будет способствовать владение учителем художественного мастерства и компьютерной
грамотности.
Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теория и
практические), прогулка, экскурсия, конкурсы, выставка, презентация, беседа, лекция и т.
д.
Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной
литературой. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями,
интернетом, ребята создают свою работу, а не пользуются готовыми наработками. В этой
деятельности выделяются более одарённые дети. Остальные же пользуются готовыми
материалами, а со слабыми ведётся дополнительно индивидуальная работа.
Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов: всё это будет
способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в выставках,
а также могут быть использованы при оформлении интерьера школы.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на становление
следующих ключевых компетентностей:
- познавательная компетентность (знание истории резьбы и развитие
резьбы на
современном уровне, овладение опытом самопознания);
- организаторской компетентностью (планирование и управление собственной
деятельностью по изготовлению изделия с элементами резьбы, владение навыками
контроля и оценки собственной и совместной деятельности в процессе выполнения
проекта);
- информационная компетентность (способность работать с различными
источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для
выполнения резного изделия);
- коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей
деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию);
- социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей
среде, умение работать в коллективе);
Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к
конкуренции на рынке труда и профессий, т. к. одним из результатов изучения
прикладных искусств является способность поставлять на рынок товаров уникальный
продукт, а также осуществить допрофессиональные пробы. Познакомиться с профессиями
плотника, художника и т. д.
Программа способствует:
-развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической
деятельности;
-оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в
жизни;
- умению находить варианты решения одного интерьера, используя специфику
цветовой гаммы и дизайна в декоративно-прикладном искусстве;
- созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе
взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;
- приобретению навыков общения в профессиональной среде;

Описание места учебного курса в учебном плане

АДРЕСАТ. Предлагаемая программа может быть реализована в рамках
кружка. Базовый период обучения - 1 год. Предназначена для детей 10-13 лет. Группа
занимается по 2 часа 2 раза в неделю, всего 153 часов в год. Продолжительность одного
академического часа 45 мин., перерыв между занятиями 10 минут.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными
областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» дети пользуются знаниями,
полученными на уроках природоведения, биологии. При выполнении резных работ,
эскизов изделий, работе над орнаментом, применяются знания из областей рисования,
математики.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса
Личностными результатами освоения учащимися курса «Художественная резьба по
дереву» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области; ЛР1
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;ЛР2
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда; ЛР3
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности; ЛР4
• развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности. ЛР5
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; ЛР6
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; ЛР7
• проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности; ЛР8
Метапредметными результатами освоения курса «Художественная резьба по
дереву» являются:
• алгоритмизированное
планирование
процесса
познавательно-трудовой
деятельности; МР1
• определение адекватных имеющимся организационным и материальнотехническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе
заданных алгоритмов; МР2
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
МР3
• проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе
моделирования изделия или технологического процесса; МР4
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию изделий; МР5
•
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности
с другими ее участниками; МР6
• объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в
решение общих задач коллектива; МР7
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам; МР8
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям; МР9
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процессах; МР10

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической

культурой производства; МР11
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда. МР12
Предметными результатами освоения курса «Художественная резьба по дереву»
являются:
- знание классификации резьбы, её историю; ПР1
- эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для резьбы; ПР2
- способы обработки резного изделия; ПР3
- технологический процесс изготовления резьбового изделия и пути снижения его
себестоимости; ПР4
- правила безопасности труда; ПР5
- способы выявления потребностей общества в товарах и услугах; ПР6
- основные законы построения композиции; ПР7
- знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера ПР8

Содержание курса
Рабочее место резчика
Варианты верстачных приспособлений. Способы крепления (державки-зажимы).
Освещение рабочего места. Мастерская с оборудованием. Характеристика механизмов.
Виды резьбы
Плосковыемочная резьба. Плоскорельефная резьба. Прорезная резьба.
Рельефная резьба. Объемная (скульптурная) резьба. Домовая резьба.
Дерево и древесина
Части дерева. Узоры на древесине, как их создает природа. Технические свойства
древесины. Породы древесины. Характеристики некоторых пород древесины. Лиственные
породы древесины. Пороки древесины. Ненормальные окраски и гнили. Сортамент
пиломатериалов.
Инструментарий резчика
Пилы и их назначение. Элементы зуба пилы и их заточка. Способ ручной заточки пил.
Строгальные инструменты. Стамески — основной инструмент резчика. Заточка стамесок.
Особенности заточки полукруглых стамесок и уголков. Как сделать недостающие
стамески самому. Разметочные и измерительные инструменты. Техника переноса
контурного рисунка на древесину.
Изготовление картон-шаблона.
Техника плосковыемочной резьбы
Исполнение геометрического орнамента. Выемка сферических углублений (лунок,
скобочных выемок и уголков).
Техника рельефной резьбы
Приемы обработки элементов рельефной резьбы. Исполнение изображения в технике
рельефной резьбы. Анализ рисунка. Резьба в натуре. Резьба изделия сложной композиции
(овальная рама). Резьба изображений анималистического жанра (птиц, зверей, животных).
Использование компонентов орнамента в композиции изображений.
Способы отделки изделий из древесины
Покрытие древесины.

Календарно – тематическое планирование.
Цель: овладение практическими умениями и навыками при художественной
обработке древесины для выполнения изделия (резная картина).
Задачи:

1. проявление познавательных интересов и активности в данной области
2. развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
3. овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда
4. развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности.
5. Развитие технико-технологического и экономического мышления при организации
своей деятельности
Курс рассчитан на 68 часов в год по 2 часа в неделю.
Теорети
ческих
часов

Практиче
ских
часов

Варианты верстачных приспособлений.
Способы крепления (державкизажимы). Освещение рабочего места.
Мастерская с оборудованием.
Характеристика механизмов.

1

1

Части дерева. Узоры на древесине, как
их создает природа.
Технические свойства древесины.
Породы древесины. Характеристики
некоторых пород древесины.

1

1

1

1

4

Лиственные породы древесины.
Пороки древесины.

1

1

5
6

Ненормальные окраски и гнили.
Сортамент пиломатериалов

1
1

1
1

Пилы и их назначение.
Элементы зуба пилы и их заточка.
Способ ручной заточки пил.
Строгальные инструменты.
Стамески — основной инструмент
резчика.
Заточка стамесок.
Особенности заточки полукруглых
стамесок и уголков.
Как сделать недостающие стамески
самому.
Разметочные и измерительные
инструменты.

1

1

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

Техника переноса контурного рисунка
на древесину.
Изготовление картон-шаблона.

1

1

1

1

1

1

№
п/п

Дата по
плану

Дата по
факту

Тема занятия

Рабочее место резчика
1

Дерево и древесина
2

3

Инструментарий резчика
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Техника плоско-выемочной резьбы
17
Исполнение геометрического

орнамента.
18
Резьба розетки с «сиянием»
19
Скобчатая резьба
20
Выемка сферических углублений
(лунок, скобочных выемок и уголков).
Техника рельефной резьбы
21
Склейка щитов
22
Приемы обработки элементов
рельефной резьбы.
23
Исполнение изображения в технике
рельефной резьбы.
24
Анализ рисунка.
25
Резьба в натуре.
26
Резьба изделия сложной композиции
(овальная рама).
27
Резьба изображений анималистического
жанра (птиц, зверей, животных).
28
Использование компонентов орнамента
в композиции изображений.
29
Геометрическая (плосковыемчатая)
резьба. Орнаменты. Специальный
рисунок.
Сведения о геометрической резьбе
30
Безопасные приёмы резьбы.
31
Выбор породы дерева для резьбы.
32
Столярная подготовка заготовок для
работы.
33
Искусство обработки древесины.
34
Инструменты для геометрической
резьбы
35
Безопасность работ.

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1
1

1
1

1
1

1

Прогнозируемые результаты работы кружка: учащиеся должны освоить основные
приёмы и способы исполнения нескольких видов резьбы, а так же научиться безопасно,
пользоваться режущим инструментом. Уметь экономно и бережно относиться к
материалам и инструментам. Выполнить изделие (резная шкатулка).

Условия реализации программы
Правила техники безопасности при работе с резцами. Наличие инструментов: набор
резцов по дереву; линейка; карандаш. Наличие материалов: калька; миллиметровая
бумага; заготовки из дерева.
Специальная литература.
Методические пособия:
1. Альбомы образцов резьбы по всем темам резьбы с детальным описанием
изготовления резьбы, способами применения и украшения предметов быта.
2. Различные дидактические материалы по всем темам резьбы, изготовленные
своими руками.
3. Диск «резьба»
Литература:

Список литературы для педагога:

1. А. А.Абросимова, Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская «Художественная резьба по
дереву, кости и рогу»,М. «Высшая школа»,1998 г.
2. Программы средней общеобразовательной школы. Трудовое обучение 5-9 классы.
Для школ с художественным уклоном. Художественная обработка древесины,
металла и других материалов. М., «Просвещение», 1990
3. Технология. Учебник для учащихся 7 класса под ред. В. Д.Симоненко, М.:
Издательский центр «Вентана-Граф», 1997
4. Журналы «Школа и производство», 2000-2005 гг.
Список литературы для детей и родителей:
1. Л. А. Ерлыкин «Поделки своими руками» М.: «ТРИЭН», 1997
2. Журнал «Сделай сам» №5/1989, стр.12-15
3. Журналы «Школа и производство», 2000-20005
4. С. В.Ухин «Чеканка. Просечка. Инкрустация», М.:«ИздательствоАСТ», Донецк:
«Сталкер», 2003
5. «Техника художественной эмали, чеканки и ковки» М.: «Высшая школа», 1986
6. Т. А. Матвеева «Мозаика и резьба по дереву», М., «Высшая школа»,1989
7. А. А.Абросимова, Н. И.Каплан, Т. Б.Митлянская «Худжественная резьба по дереву,
кости и рогу», М., «Высшая школа», 1998 г.
Планируемые результаты
-развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
-активное использование знаний, полученных при изучении курса, и сформированных
универсальных учебных действий;
-совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную
деятельность;
-формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического
прогресса;
-формирование способности придавать экологическую направленность любой
деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах
деятельности.
Ценностные ориентиры содержания курса «Художественная резьба» предусматривает
формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
-трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и
использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания
продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и
эстетическими показателями;
-умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные
интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные
и профессиональные планы;
-навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений,
бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства;
культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения курса обучающийся, независимо от изучаемого направления,
получает возможность ознакомиться:
-технологическими свойствами и назначением материалов;
-назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений,
-видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций,

-профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием
изделий из них.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
-рационально организовывать рабочее место;
-находить необходимую информацию в различных источниках;
-применять конструкторскую и технологическую документацию;
-составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления
изделия, выполнения работ или получения продукта;
-выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
-соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами,
приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
-осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами
контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
-находить и устранять допущенные дефекты;
-проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения
продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
-распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни в целях:
-понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
-формирования эстетической среды бытия;
-развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей
творческой деятельности;
-получения технико-технологических сведений из разнообразных источников
информации;
-организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
-изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
-выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии,
гигиены;
-оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.

Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы

Печатные наглядные пособия
1. Технологические карты изделий
2. Шаблоны
3.Трафареты
4.Русунки
Экранно-звуковые средства (видеофильмы, презентации)
1.История развития декоративного искусства
2.Декоративное искусство России
3.Технология прорезной резьбы
4.Резьба по дереву
5.Технологические приёмы выжигания по дереву
6.Элементы декоративного оформления
Технические средства обучения
1.Наборы для прорезной резьбы по фанере
3. Набор инструментов для резьбы
4. Персональный компьютер.
5. Мультимедиа-проектор.
6. Экран проекционный.
Сайты ресурсов по технологии
Задание творческого характера на уроках трудового обучения. Практическая работа
учащихся, создание изделия определенного функционального назначения.
http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/6_1/
Домовая резьба по дереву Среднего Поволжья. Возрождение культуры Среднего
Поволжья. Проект по возрождению домовой резьбы по дереву. Элементы домовой
резьбы. Схема декора деревянного дома. Дидактическое пособие: история домовой
резьбы, каталог техник, инструмент, материалы, словарь терминов, готовые лекала.
http://domrezba.narod.ru/templates.html
История ремесел. На сайте можно познакомится с историей возникновения и развития
ремесел (ковки, гальванопластики, резьбы по дереву и т.д.). Здесь можно познакомиться с
электронными вариантами книг по декоративно-прикладному искусству.
http://remesla.ru/
В материале описывается приспособление для точения древесины на токарновинторезном станке. Данное приспособление, по мнению автора, позволяет учащимся с
большим успехом осваивать приемы работы на токарном станке по обработке металла.
http://som.fio.ru/RESOURCES/GLOZMANAE/2003/11/RVG.HTM
Волшебный мир древесины: из опыта работы учителей технологии. Материалы учителей
технологии, работающих в системе дополнительного образования по направлениям
"столярное дело" и "художественная обработка древесины". Методика обучения.
Выставка работ.
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1051/index.htm
Геометрическая резьба по дереву: историческая справка, инструмент и материалы.
Информация о кружковой работе в школе. Галерея работ.
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1131/index.htm

Статья «Обработка материалов резанием». Основные понятия, иллюстрированные 17
рисунками. http://www.engineer.bmstu.ru/res/RL6/book1/book/metod/doc/rezan.doc


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».