Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Старт

Российская Федерация, Свердловская область, Артинский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
“Азигуловская средняя общеобразовательная школа”
623368, Свердловкая область, Артинский район, с. Азигулово, ул. 30 лет Победы, 26
тел/факс (34391) 6-47-40 E-mail: valievrinat@yandex.ru. Сайт: http://azigui.uralschool.ru/

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Старт»

Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель педагог дополнительного образования:
Таипов Фанис Мугинович,

с.Азигулово
2023г.

Пояснительная записка
Целью курса общая физическая подготовка является формирование у учащихся начальной
школы основ здорового образа жизни, повышение уровня физической подготовленности
посредством освоения двигательной деятельности.
Современному школьнику, проводящему основную часть дня на уроках в школе и за
выполнением домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные и физические
нагрузки. Данная ситуация ведет к малой активности детей, которая с поступлением их в
школу снижается наполовину. Вcвязи с этим, у большинства школьников наблюдаются
ухудшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зрения, нарушение
обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям. В условиях
недостатка двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная
организация дополнительной физкультурно-оздоровительной работы в школе. Ведь именно
систематические занятия физическими упражнениями способствуют физическому и
физиологическому развитию растущего организма школьников, формируют у них
разнообразные двигательные умения и навыки. В ряду наиболее эффективных средств
физкультурно-оздоровительной работы со школьниками ОФП занимает одно из ведущих мест.
Программа разработана и скорректирована в соответствии с современными требованиями и
нормативными документами:




Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
 Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий
на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного
образования детей» (п.12,17,21);
 СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41).
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерство образования и науки
Российской Федерации) от 18.11.2015г.
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях
Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию.
(Распоряжение КО от 01.03.2017 № 617-р).

Направленность образовательной программы:
по общей физической подготовке физкультурно-спортивная.
Общая характеристика программы ОФП (общая физическая подготовка) направлены на
то, чтобы развить у занимающего такие качества, как: сила, выносливость, резкость,
прыгучесть, гибкость, координация. Эти физические качества преимущественно
осуществляются с помощью спортивных, подвижных игр и эстафет определенной
направленности. Все эти качества необходимы для гармоничного развития физических качеств
и здоровья младших школьников.
Уровень освоения: общекультурный.
Актуальность программы: заключается в том, что у взрослого и детского населения
России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья,
мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим
веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо
начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как
ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с
высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует
на все системы детского организма.
Педагогическая целесообразность: занятия ОФП дисциплинируют, воспитывают
чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений,
проводятся занятия с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся, достижения
всестороннего развития.
Адресат программы:
Данная программа разработана для детей 7-10 лет, желающих обучаться общей физической
подготовкой независимо от уровня способностей. Срок обучения программы 1 год, процесс
обучения осуществляется в группе. Занятия проводятся 2 раза в неделю: по 2 часа из расчета 85
часов в год. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных
особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и
правилами, утвержденными СанПин 2.4.4.3172-14.
Цель физического воспитания:
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие
интереса и творческой самостоятельности, всестороннее физическое развитие,
способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и
морально-волевых качеств.
Задачи образовательной программы
Программный материал объединен в целостную систему спортивной и общей подготовки и
предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
•
способствовать укрепление здоровья школьников посредством развития физических
качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем
организма;
•
ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
•
ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
Развивающие:
•
повышать уровень физической подготовленности
•
развивать мотивацию обучающихся к познанию и творчеству
•
развивать чувство команды
•
развивать воображение, мышление, память, умение концентрировать внимание.
Воспитательные:
•
способствовать формированию представлений об общечеловеческих, нравственных
ценностей.

•
формирование умения работать в команде.
•
воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в
будущем.
•
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
Отличительные особенности данной программы:
В отличие от основной образовательной программы, рабочая программа по общей
физической подготовке дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола,
времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью
в повседневной жизни. Включено большое количество подвижных игр.
При достаточно ограниченном выборе учащихся тренер-преподаватель зачисляет в группы
начальной подготовки всех желающих заниматься ОФП. Поэтому главным направлением
учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности занимающихся.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной
гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности.
4. Формирование знаний, умений и навыков при выполнении упражнений.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
Условия реализации программы.
Набор детей в группу осуществляется с 7-10 лет, с различным уровнем физической
подготовки, относящиеся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющие
медицинский допуск врача. Занятия дополнительного образования проводятся в форме урока во
второй половине дня.
Наполняемость учебной группы 15-25 человек.
Уровень программных требований может быть уменьшен или расширен в зависимостиот
интересов и возможностей учащихся.
Принципы реализации программы:
· принцип гармонического воспитания личности;
· принцип постепенности и последовательности, от простого к сложному;
· принцип успешности;
·
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья
ребенка;
· принцип творческого развития;
· принцип доступности;
· принцип ориентации на особенности и способности
· принцип индивидуального подхода;
·
принцип практической направленности.
Формы проведения занятий
· Групповые, теоретические и практические занятия,
· Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные),
· Подвижные игры,
· Эстафеты,
Структура спортивного занятия.
Занятие состоит из трех частей: вводная (разминка – разогревание мышц); основная (работа
-отработка определенного двигательного действия); заключительная (закрепление
пройденного материала).
В программе использованы различные методы работы, такие как наглядно-слуховой,
наглядно-зрительный, практический. Данные методы способствуют целостному развитию
учащихся, формированию у них практических умений и навыков, представлений, развитию
креативности.

Для повышения общего творческого потенциала учеников, стимулирования их
деятельности важным моментом является участие в соревнованиях районного уровня.
Кадровое и материально-техническое обеспечение программы.
Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющихеё
обеспечение:
Кадровое обеспечение:
Педагог, владеющий следующими профессиональными и личностными качествами:
· обладает специальным спортивным-педагогическим образованием;
·
хорошо знает технические особенности при выполнении заданных упражнений, владеет
методикой преподавания.
· владеет навыками и приёмами организации спортивных занятий;
· знает физиологию и психологию детского возраста;
· умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
· умеет создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся;
· умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся;
·
систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень
квалификации по специальности.
Для успешной реализации данной программы необходима заинтересованная ипрофессиональная
работа.
Техническое и материальное обеспечение:
· Наличие спортивного зала (24х14м);
· Наличие спортивного инвентаря.
Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе
является секционные, практические занятия и соревнования. Образовательный процесс
строится так, чтобы учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в
соревнованиях.
Виды занятий: теории, тренировки, соревнования.
Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися
Общие:
Правила техники безопасности при проведении занятий;
- будут овладевать основами техники всех видов двигательной деятельности;
- будут развиты физические качества (выносливость, быстрота, скорость и др.);
-будет укреплено здоровье;
-будет сформирован устойчивый интерес, мотивация к занятиям физической культурой и к
здоровому образу жизни;
-будут сформированы знания об основах физкультурной деятельности
Планируемые результаты отражаются в индивидуальных качественных компетенциях
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы.
Личностные результаты






формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой
и к здоровому образу жизни;
воспитание морально-этических и волевых качеств;
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты



определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
 умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку;
 умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Предметные результаты




знать о физических качествах и правилах их тестирования;
выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
 знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях различными
упражнениями и правила его предупреждения;
Учебный план
(3 часа в неделю, 85 часов в год)
№
п/п

1 год обучения
Тема

Теория

1

Начальная диагностика

2
3
4
5
6
7

Легкая атлетика
Подвижные и спортивные игры
Гимнастика с основами акробатики
Промежуточная диагностика
Итоговая диагностика
Спортивные мероприятия
Всего

Практика
2

2
2
2

6

30
22
14
2
2
7
79

Всего
2

32
24
16
2
2
7
85

Рабочая программа обучения
Знания о физической культуре
Физическая культура в школе — общеобразовательный предмет, и наравне с другими
дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков.
Традиционно основное внимание на уроках уделяется умениям и навыкам. Сложнее дело
обстоит со знаниями, с теорией. Учитель призван раскрывать учащимся подлинный смысл
физической культуры как средство, гармонического развития человека, организации здорового
образа жизни, укрепления здоровья, подготовка к трудовой деятельности. Следовательно,
учащимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических
упражнений.
Основы легкой атлетики
Легкая атлетика – наиболее доступный вид спорта, способствующий всестороннему
физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные
движения (ходьба, бег, прыжки, метания). Систематические занятия легкоатлетическими
упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые
человеку в повседневной жизни.
Выполнение двигательных действий:

Ходьба и бег, бег с ускорением, челночный бег, прыжки, прыжки в длину, метание мяча в
цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры с элементами волейбола и баскетбола
Спортивные и подвижные игры с правилами разной сложности не только развивают мышцы
и делают детей сильными, ловкими и быстрыми, но и способствуют появлению важных
психических и нравственных качеств. Физическое воспитание формирует самостоятельность,
инициативность. Большое влияние игры оказывают на умственное развитие, ведь дети в
процессе двигательной активности осмысливают сюжет, придумывают эффективную тактику
действий. Проведение спортивных и подвижных игр позволяет решить 3 задачи. Одна из них –
оздоровительная. Для того чтобы эта задача выполнялась, требуется правильно организовывать
занятия – обязательно учитывать возрастные особенности детей, их физическую
подготовленность.
Подвижные игры:
Игра "Хвостики". Играющие разбиваются на 2 команды, условно "синие" и "красные".
Каждому участнику выдается лента, того цвета команды, которую он затыкает за пояс либо
за ремень, так чтобы висел свободный конец. По команде ведущего

начинается игра. Участники должны сорвать хвост у своих соперников, в то время пытаясь
сохранить свой "хвостик". Естественно, победила та, команда чьи "хвостики" остались
целыми, хотя бы один.
Игра «Мяч соседу». Играющие стоят по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага
друг к другу и передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Водящий,
находящийся за кругом, старается коснуться мяча, не задевая играющих. Тот, у кого в руках
был мяч, когда его коснулся водящий, сам становится водящим. Можно образовать два-три
круга и назначить соответственно столько же водящих. Выигрывают игроки, которые не были
водящими.
Игра «Передача мяча в колоннах». Играющие делятся на несколько групп- команд.Они
выстраиваются параллельно в колонну по одному на ширине рук. Впереди стоящий получает
мяч. По команде учителя команды начинают передавать мяч в колоннах. Последний игрок
команды, получив мяч, бежит в начало колонны и передает мяч сзади стоящему. Игра
продолжается до тех пор, пока впереди стоящий не займет свое место и не поднимет мяч над
головой. Учитель сам определяет способ передачи мяча и следит, чтобы игроки передавали мяч
только определенным способом.
Игра «Воробьи, вороны» Участники делятся на две команды. Одна команда будет
«воробьями», другая — «воронами». Команды размещаются друг напротив друга на
расстоянии 2-3 метра. По команде водящего (взрослого) «Воробьи!» команда воробьёв
должна броситься догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» — наоборот. Игра
продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей.
Игра «Вышибалы» на площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от
друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий.
Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в
игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются
и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать. Задача вышибал —
попасть в игроков мячом. Задача игроков — уворачиваться.
Основы гимнастики с элементами акробатики
Упражнения общей физической подготовки:
Строевые упражнения.
общеразвивающие упражнения. Без предметов (для туловища, ног, для всего
тела).
упражнения на снарядах (на гимнастической скамейке, на гимнастической
стенке).
упражнения для укрепления мышц плечевого пояса
упражнения для развития силы мышц рук
упражнения для развития мышц брюшного пресса
упражнения для развития мышц спины
упражнения для развития мышц ног, связок голеностопного сустава
упражнения для развития выносливости
упражнения на гибкость и подвижности в суставах
упражнения для развития координации
Прыжки на скакалке.
Прыжки в длину с места.
Подтягивания на верхней и нижней перекладине.
Отжимание в упоре лежа.
Комплекс акробатической комбинации.

Тестирование и контрольные испытания
Контрольные
испытания

7-8 лет

9-10 лет

10-11 лет

мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
1.
2.
3.
4.

5.

6.

Челночный бег 3 х 10
м (сек.)
Прыжок в длину с
места (см.)
Прыжки на скакалке
за 15 сек (раз)
Подъем туловища из
положения лежа за 30
сек (раз)
Подтягивание
на
высокой перекладине
(раз)
Отжимание в упоре
лежа (раз)

9.9

10.2

9.1

9.7

8.8

9.3

155

150

165

155

170

155

10

14

14

18

18

22

15

12

16

14

18

16

2

+

3

+

4

+

4

2

6

4

8

6

Календарно-тематическое планирование по ОФП
(общая физическая подготовка)
Учитель: Понкратова Яна Георгиевна
Количество часов: всего 85 часа, 3 часа в неделю
Календарно-тематическое планирование .
№
п/п

Содержание

Легкая атлетика -12 ч.
Инструктаж
ТБ.
Сочетание
1
различных видов ходьбы. Бег 30
м. Бег до 3 мин. П/и.
Бег с изменением направления,
ритма и темпа. Челночный бег
2
3х10м. Развитие скоростных
способностей. П/и.
Прыжки на одной ноге, на двух на
3
месте. Прыжки с продвижением
вперед. П/и.
Основные физические качества.
4
Прыжки через скакалку. Прыжок
в длину с места. Эстафеты
Метание
малого
мяча
на
5
дальность. Эстафеты с бегом и
прыжками.
Метание
малого
мяча
в
6
вертикальную цель. Прыжки через
скакалку.
Подвижные игры - 24 ч.

Кол - Дата проведения
во
План
Факт
часов

Оборудование

2

Свисток, мячи.

2

Свисток,
кубики.

2

Свисток, мячи.

2

Свисток,
мячи,
сантиметр,
скакалка.
Свисток,
мяч,
теннисный
секундомер.
Свисток,
теннисный
мяч,
скакалка.

2

2

мячи,

7

8

9

10

11

Инструктаж ТБ. Передача в парах, 2
по кругу в шеренге. Перекаты
мяча. П/и.
Бросок мяча двумя руками от 2
груди. Передачи мяча по кругу.
П/и.
Передачи мяча снизу и двумя 2
руками от груди. Ловля мяча на
месте. П/и.
2
Бросок мяча снизу на месте в
цель. Ловля мяча на месте. П/и.
Ведение мяча на месте и в шаге.
Эстафета с ведением мяча. П/и.

2

Фишки,
баскетбольные
мячи, свисток.
Фишки,
баскетбольные
мячи, свисток.
Фишки,
баскетбольные
мячи, свисток.
Фишки,
баскетбольные
мячи, свисток.
Фишки,
баскетбольные
мячи, свисток.

12

2
Бросок мяча снизу на месте в
цель. Ловля, передача мяча.
Ведение мяча. П/и.

13

Бросок мяча в горизонтальную и 2
вертикальную цель. П/и.

14

Фишки,
баскетбольные
мячи, свисток.
Фишки,
баскетбольные
мячи, свисток.
Фишки,
баскетбольные
мячи, свисток.
Фишки,
баскетбольные
мячи, свисток.
Фишки,
баскетбольные
мячи, свисток.
Фишки,
баскетбольные
мячи, свисток.
Фишки,
баскетбольные
мячи, свисток.

Ведение мяча по прямой ведущей
2
и не ведущей рукой. П./и.

15

Ведение мяча с изменением
направления. Броски мяча в 2
корзину. Эстафеты.

16

Взаимодействие двух игроков.
2
П/и. « Отдай мяч и выйди».

17

Комплекс упражнений с мячами.
П/и «Гонка мячей по кругу».

2

18

ОРУ на гимнастических матах.
П/и. «Ручной мяч»

2

Гимнастика - 16 ч.
Инструктаж ТБ. Группировка.
Перекаты. Стойка на лопатках.
19
2
Ходьба по гимнастической
скамейке. Прыжок в длину с
места.
20

Стойка на лопатках. Ходьба по
гимнастической
скамейке. 2
Прыжок в длину с места. П/и.

21

Ходьба
по
гимнастической
скамейке, перешагивание через 2
предметы. П/и.

22

Упражнения для формирования
2
правильной осанки. Висы на
гимнастической стенке. Развитие
силовых способностей.

23

Прыжки
через
скакалку.
Челночный
бег.
Развитие
2
координационных способностей.
П/и.

24

Передвижение
по
наклонной
гимнастической
скамейке. 2
Развитие гибкости. П/и.

25

Лазание
по
гимнастической
стенке. Прыжковые упражнения.
П/и.

Гимнастические
маты,
гимнастические
скамейки.
Гимнастические
маты,
гимнастические
скамейки.
Гимнастические
маты,
гимнастические
скамейки.
Гимнастические
маты,
гимнастическая
стенка.
Свисток, скакалка,
кубики.

2

Гимнастические
маты,
гимнастические
скамейки.
Гимнастические
маты,
гимнастические
скамейки.

26

Упражнения на развитие гибкости.
Комплекс
упражнений
на 2
гимнастических матах. П/и.

Легкая атлетика 20 - ч.
Инструктаж
ТБ.
Сочетание
27
различных видов ходьбы. Бег 30 м. 2
Бег до 3 мин. П/и.
28
Бег с изменением направления,
ритма и темпа. Челночный бег
2
3х10м.
Развитие
скоростных
способностей. П/и.
29

Прыжки на одной ноге, на двух на
месте. Прыжки с продвижением 2
вперед. П/и.

30

Прыжок в длину с места. П/и
«Самый сильный».

2

32

Метание
малого
мяча
на
2
дальность. Эстафеты с бегом и
прыжками. Развитие скоростносиловых качеств. П/и.
ОРУ. Подтягивание на верхней и 2
нижней перекладине.
ОРУ. Круговая тренировка. П/и
«Хвостики».

2

33

Полоса препятствий.

2

Кроссовая подготовка.

2

ОРУ. Развитие выносливости и
быстроты. Эстафеты

15

31

34

35

36

Гимнастические
маты,
гимнастические
скамейки.
Свисток,
секундомер.

мячи,

Свисток,
кубики.

мячи,

Свисток,
кубики.

мячи,

Свисток,
сантиметр,
скакалка.
Свисток,
теннисный
скакалка.

мячи,

мяч,

Перекладина,
гимнастические
маты.
Скакалка,
гимнастические
маты, перекладина.
Гимнастические
скамейки, обручи,
свисток,
секундомер.
Свисток,
секундомер.
Свисток,
секундомер,
набивные
мячи,
эстафетные
палочки.

Итого: 85 ч.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. В. И. Лях Мой друг физкультура. М. «Просвещение» 2006г.
2. Лебедев Е.И., Садыкова С.Л., Физическая культура. 1 – 11 классы:
подвижные
игры на уроках и во внеурочное время. Учитель 2010.
3. Ж. К. Холодов. В. С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта.
М. «Академия»2003г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».