Рабочая программа внеурочной деятельности В мире книг, 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МАОУ "Азигуловская СОШ "

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«В мире книг»
для 1-4 класса (начальное общее образование)
на 2023-2024 учебный год

2023

1

Рабочая программа «В мире книг».
1-4 классы
Пояснительная записка
Настоящая
Программа
разработана
с
учетом
требований
следующих нормативно- правовых актов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
- Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
- Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
2

общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации,
профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учетом их особых образовательных потребностей»);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
- Основной образовательной программой начального общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения МАОУ «Азигуловская
СОШ»
Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.
Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и
воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов
обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование
универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие личности
ребёнка.
Цель данной программы- мотивировать и формировать интерес к детским
книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и
способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг,
данная программа может и должна готовить детей к пониманию социальной
значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей
нормы морали и нравственности.
Задачи:
1. формировать у детей интерес к книге;
2. уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
3. учить отвечать на вопросы по содержанию;
4. учить пересказу;
5. развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им
характеристику и оценку их поступков;
6. учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе
диалога собственные «гипотезы смысла».
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа ориентирована на воспитанников 6,5-11 летнего возраста.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» для
обучающихся 1-4 классов рассчитана на 1 год обучения, из расчета 68 часов в
год.( 2 часа в неделю)
Краткое обоснование ценностных ориентиров.

3

Содержание программы кружка «» создаёт возможность для воспитания
грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и
готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученикчитатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В
процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования
полученных

знаний

и

умений

на

уроках

литературного

чтения

для

самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий
поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать,
читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из
других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Формы работы с книгой
разнообразны. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные
формы организации занятий:


занятие-диспут;



занятие-спектакль;



занятие-праздник;



интегрированное занятие;



конференция;



устный журнал;



конкурсы;



литературные встречи;



литературная гостиная;



литературный ринг и т. д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить
внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной
деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и,
4

главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и
мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по
воспитанию интереса к книге, к чтению.
Ожидаемые результаты.
В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются
следующие
предметные

умения,

соответствующие

требованиям

федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования.
 Осознавать значимость чтения для личного развития;


Формировать потребность в систематическом чтении;

 Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
 Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
 Пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Личностные результаты
 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных
произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
 Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
 Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
5

 Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
 Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
 Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;


Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);

 Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
 Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
 Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
 Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;


Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

 Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
 Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:


Находить книгу в открытом библиотечном фонде;

 Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
 Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;


Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и
героях;

 Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную
тему;
 Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
 Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;


Пользоваться аппаратом книги;



Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

 Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
6

Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих
показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и
титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после
просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание
авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью
следующих вопросов и заданий:
1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?
3. Назови писателей - авторов сказок
4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.
5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
9. Чем отличаются стихи от прозы?
10. О чем вы любите читать?
11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
7

12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о
временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
13. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
- выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
- характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму
книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
- составить рассказ о герое произведения;
- кратко передать события (сюжет);
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
2. Назовите фамилии отечественных поэтов.
3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
4. Какие басни вы знаете?
5. Кто из писателей пишет о природе?
6. Назовите авторов зарубежной литературы.
7. Назовите известные вам жанры произведений.
8. Назовите любимые темы чтения.
9. Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения
четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
8

-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью
следующих вопросов и заданий:
1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературнохудожественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии,
избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика
литературы.)
2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного
творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и
народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенкипотешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3.Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения
4. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы:
выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
5. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о
детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях
и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире
знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
6. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
7. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение
-это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни.
Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают
читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет
читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение
автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении.
Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на
определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает
его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по
предмету на уроках чтения.
9

Содержание программы
1-2 класс (34 ч)

1.Вводное занятие
Знакомство с библиотекой, экскурсия по библиотеке. Карточки, стеллажи,
разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения и
работы в библиотеке. Инструктаж по охране труда в библиотеке. Знакомство с
одним из основных отделов библиотеки - читальным залом.
2. «От глиняной таблички к печатной страничке»
История книгопечатания. Первые книги. Глиняные таблички. Как они выглядели,
кто их автор?
3.Художественные книги.
Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).
Игра-путешествие. Рассказ. Беседа. Диалог. Наблюдение. Книга-произведение
(большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге
(название книги), иллюстрация (определение темы и жанра).
4. «День новой книги»
Посещение сельской библиотеки
Обзор новинок для чтения
5. Книги о животных
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение
произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина
«Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских
журналов. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
6. Книги о Родине и родной природе.
Книги о Родине и родной природе детских писателей.
Описание природы. Стихотворения о временах года. Читаем стихотворения об
осени. Рисуем осень
7.Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц.
Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай
загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
8. Мир сказок в библиотеке.
Сказка – ложь, да в ней намек….Угадываем сказочных персонажей. Шарады,
головоломки, загадки… Составление шарад, головоломок.

9.Писатели детям
Книга детских писателей-классиков о детях (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак,
Я. Аким, Л. Пантелеев).Выставка книг детских писателей.
Слушание и
рассматривание одной из детских книг Художники-иллюстраторы детских книг.
10

10.Урок-беседа «Правила обращения с книгой»
Красивая обложка – книжкина одежка!» Художники, которые делают книги
красочными. Правила ухода за книгой. Ремонт книг в личной библиотеке. Что
нужно делать, чтобы сохранить книгу?
11. Роль книги в жизни человека
Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении».
Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художникиоформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
12.Литературный-час «Мама – слово дорогое»
Книги о тех, кто подарил нам жизнь. Разговор о мамах. Мамы всякие нужны, мамы
всякие важны.
13.Игра-викторина «Мои любимые звери»
Писатели о природе и их книги. Знакомство с книгами о птицах и животных,
чтение любимых книг и их обсуждение. Викторина о животных.
14. Народные сказки (цепочки).
Инсценирование знакомых сказок
Презентация. Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Народные сказки
15. Викторина «Загадки волшебницы зимы»
Закрепление знаний о героях новогодних сказок.
16. Новогоднее ассорти
История праздника. Как встречают Новый год люди всех земных широт»
Подготовка к праздникам.
17. Книги о детях войны
Беседа о Сталинградской битве, изменивший ход войны.
18. Безопасный и полезный Интернет.
Презентация «Правила для детей при работе в интернете»
19. Урок этикета «Ежели Вы вежливы»
Знакомимся с правилами этикета.
20. В. Сутеев— автор и оформитель книг для детей
В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Знакомство с творчеством В.Сутеева.
Рассказ. Беседа. Викторина. Выставка книг. Конкурс «Лучшее чтение
произведения».
21.День памяти А.С.Пушкина 10февраля
«Мы знаем сказки Пушкина»
Конкурс рисунков «Галерея сказок Пушкина»
22. Н.Носов «Рассказы». Совместное чтение произведений.
Знакомство с книгами писателя. Рисование любимых героев произведений
Носова.
23.Защитникам Отечества посвящается
11

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка
книг детских писателей о защитниках Отечества, Библиотечный урок.
24. Книга сказок (сборники сказочных историй).
А.Н. Толстой «Приключения Буратино» Путешествие по страницам книги.
Презентация. Рассказ. Беседа. Сборник сказочных историй А.Н. Толстого
«Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
25.Сюжетно-ролевая игра «Мы играем в сказку»
Книги С. Маршака для детей. Выставка книг. Инсценировка. Сказки,
стихотворения, загадки.
26. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц.
Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай
загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
27.Дети — герои книг
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш.
Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок. Дети – герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк
«Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский
«Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
28.Урок-истина «Выбираем здоровье»
Здоровье в пословицах.
29. Познавательный час «Дорога в космос»
Необычное в обычном. Час интересных открытий о воде, о космосе. Первый
полет в космос. Ю. Гагарин – первый космонавт в мире.
30. Экологическое путешествие «Мы попали в край чудес, это Лес»
Экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов
деревьев, просмотр альбомов «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые»,
конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о
природе.
31. Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Путешествие по страницам книги. Выставка книг Н.Н.Некрасова. Презентация.
Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание,
рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Конкурс-кроссворд «Волшебные герои»
32. Час свободного чтения
Чтение книг о детях – героях ВОВ.
33-34. Итоговое занятие: проверка читательского кругозора, проверка техники
чтения 2-х классов. Советы на лето.

Календарно -тематический план по программе «В мире книг»
для учащихся 1-х и 2- х классов
12

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Коли
Дата честв
провед о
ения часов

Тема занятия
Вводное занятие
Знакомство с библиотекой, экскурсия по библиотеке.

06.09

«От глиняной таблички к печатной страничке»
Художественные книги.
«День новой книги»
Книги о животных
Книги о Родине и родной природе.
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
Мир сказок в библиотеке.

13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10

1
1
1
1
1
1
1

Писатели детям
Урок-беседа «Правила обращения с книгой»
Роль книги в жизни человека

08.11
15.11
22.11

1
1
1

Литературный-час «Мама – слово дорогое»
Игра-викторина «Мои любимые звери»
Народные сказки (цепочки).
Викторина «Загадки волшебницы зимы»
Новогоднее ассорти
Книги о детях войны
Безопасный и полезный Интернет.
Урок этикета «Ежели Вы вежливы»
В. Сутеев— автор и оформитель книг для детей
День памяти А.С.Пушкина 10февраля.
Н.Носов «Рассказы
Защитникам Отечества посвящается
Книга сказок (сборники сказочных историй).
Сюжетно-ролевая игра «Мы играем в сказку»
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
Дети — герои книг
Урок-истина «Выбираем здоровье»
Познавательный час «Дорога в космос»
Экологическое путешествие «Мы попали в край чудес, это
Лес»
Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Час свободного чтения
Итоговое занятие

29.11
6.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
06.03
13.03
20.03
03.04
10.04
17.04

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24.04
08.05
15.05
22.05

1
1
2

31
32
3334
Итого:

1

1
1

34
13

Содержание программы
3-4 класс (34 ч)

1. Вводное занятие
Вспоминаем правила пользования библиотекой. Знакомство с одним из основных
отделов библиотеки - книжным фондом. Где и какие книги можно найти в
библиотеке. Инструктаж по охране труда в библиотеке.
2.От глиняной таблички к печатной страничке».
История развития книгопечатания. Практические занятия по ремонту книг.
«Книгу можно сохранить, если бережным с ней быть». Проведение рейдов по
сохранности книг и учебников в классе.
3. Структура книги, элементы книги»
Классный час по теме.
Это обложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, аннотация, предисловие,
послесловие, содержание (оглавление), иллюстрации, словарь.
4. Посещение сельской библиотеки «День новой книги»
Обзор новинок для чтения
5.День защиты животных.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией Л. Брема
«Жизнь животных*. Художники-оформители книг о животных. Реклама книги
«Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
6. «Золотая волшебница- осень»
Творчество детей из природного материала. Выставка поделок.
7.Книги о детях и для детей
Читальный зал. Выставка книг. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К.
Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к
книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
8. Оформление читательского дневника.Читательский отзыв. Запись о
прочитанном произведении. Дневник чтения. Конкурс на лучший читательский
дневник.
9.Удивительный мир доброты и волшебства. Час свободного чтения. Читаем
книги о доброте и волшебстве.
10. «Книги, книги, книги...» Словари, справочники, энциклопедии
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов,
этимологический.
Выставка
словарей.
Игра-конкурс
"Объясни
слово".Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто
такой?». их типы и виды.
11.Роль книги в жизни человека
Культура чтения
12. Книги о тех, кто подарил нам жизнь
14

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину.
Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы,
колыбельные песни.
13.Писатели о писателях. Очерки и воспоминания
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе людях,
событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове»,
14. Весело играем
Игра «100 вопросов Почемучек» - практическая работа со справочной
литературой.
15. Викторина «Загадки волшебницы зимы»
Загадки о зиме.
16. Час свободного чтения
17. Книги о детях войны
Час истории «Дети блокадного Ленинграда»
18.Безопасный и полезный Интернет.
Презентация «Правила для детей при работе в интернете»
19. Урок этикета «Ежели Вы вежливы»
Знакомимся с правилами этикета.
20.Книги о родной природе
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен
мнениями.
Проект «Краски и звуки стихов о природе»
21. День памяти А.С.Пушкина 10февраля
Презентация о жизни великого поэта, рассказ о его детстве, юности и событиях,
которые привели к такому трагическому исходу.
22. Викторина «Знаю все!»
23. Защитникам Отечества посвящается
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка
книг детских писателей о защитниках Отечества, Библиотечный урок:
Игра-путешествие «По дорогам сказочной страны»
24. Мир сказок в библиотеке.
Библиотека сказок. Книги со
сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, Лермонтова, П, Ершова, В. Гаршина.
Фольклорные корни сказок.Игры, путешествия, викторины «По страницам
детских книг»
25. Книги зарубежных писателей
Книги зарубежных писателей (А. Линдгрем, С.Лагерлёф, Дж.Родари). Твой
любимый литературный герой (беседа-обсуждение).
26. Великий, могучий Русский язык
Почему нужно знать и изучать родной язык. Конкурс знатоков русского языка.
27. Час свободного чтения.
Чтение и обсуждение книг. Чтение книг о профессиях.
28. Урок-истина «Выбираем здоровье»
15

Здоровье в пословицах.
29. Познавательный час «Дорога в космос»
Необычное в обычном. Час интересных открытий о воде,о космосе. Первый
полет в космос. Ю.Гагарин – первый космонавт в мире.
30. Эко-праздник «Земля – наш общий дом»
Экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов
деревьев, просмотр альбомов «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые»,
конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов
о природе.
31. Викторина-конкурс «Любимая книга на экране»
Инсценирование любимых сказок. Конкурс рисунков «Мой любимый
сказочный герой».
32. Час свободного чтения
Чтение книг о детях – героях ВОВ
33-34. Итоговое занятие
Подведение итогов работы за год. Поощрение лучших читателей года. Что
почитать летом – советы библиотекаря.

Календарно-тематический план по программе «В мире книг»
для учащихся 3-хи 4-х классов

№

Тема занятия

1
2

Вводное занятие
От глиняной таблички к печатной страничке».
Структура книги, элементы книги»
Классный час по теме.
Посещение сельской библиотеки «День новой
книги»
День защиты животных.
«Золотая волшебница- осень»
Книги о детях и для детей
Оформление читательского дневника.

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Удивительный мир доброты и волшебства
«Книги, книги, книги...»
Словари, справочники, энциклопедии
Роль книги в жизни человека
16

Дата
провед
ения
06.09
13.09
20.09

Количе
ство
часов
1
1
1

27.09

1

04.10
11.10
18.10
25.10

1
1
1
1

08.11
15.11

1
1

22.11

1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
3334

Книги о тех, кто подарил нам жизнь
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания
Весело играем.
Викторина «Загадки волшебницы зимы»
Час свободного чтения
Книги о детях войны
Безопасный и полезный Интернет.
Урок этикета «Ежели Вы вежливы»
Книги о родной природе
День памяти А.С.Пушкина 10февраля
Викторина «Знаю все!»
Защитникам Отечества посвящается
Мир сказок в библиотеке.

29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Книги зарубежных писателей
Великий, могучий Русский язык

06.03
13.03

1
1

Час свободного чтения.
Урок-истина «Выбираем здоровье».
Познавательный час «Дорога в космос».
Эко-праздник «Земля – наш общий дом»
Викторина-конкурс «Любимая книга на экране»
Час свободного чтения
Итоговое занятие

20.03
03.04
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05

1

Итого:

1
1
1
1
2

34

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».