Рабочая программа учебного предмета Индивидуальный проект, 10 класс (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МАОУ «Азигуловская СОШ».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса.

с. Азигулово 2023

Планируемые результаты освоения учебного курса «Проектная работа»
Личностные результаты:
1)

формирование

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню

развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2)

формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3)

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и

способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
4)

формирование навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
5)

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
6)

осознанный

выбор

будущей

профессии

и

возможностей

реализации

собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности

участия

в

решении

личных,

общественных,

государственных,

общенациональных проблем;
7)

формирование экологического мышления, понимания влияния социально-

экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
Метапредметные результаты освоения программы элективного курса должны
отражать:
1)

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

2)

деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

3)

деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной

4)

деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5)

умение

использовать

средства

информационных

и

коммуникационных

технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач

с

соблюдением

требований

эргономики,

техники

безопасности,

гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6)

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7)

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8)

владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою

точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых

действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации

деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).


Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под

руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной).


Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:



сформированность

навыков

коммуникативной,

учебно-исследовательской

деятельности, критического мышления;


способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
3

деятельности;


сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного

применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;


способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,

планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов.


Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет в

рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта:
информационного,

творческого,

социального,

прикладного,

инновационного,

конструкторского, инженерного.
Предметные результаты освоения программы элективного курса должны отражать:


знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;



структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы;



навыки

формулировки темы исследовательской и проектной работы,

доказывать ее актуальность;


умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной

работы;


выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;



определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;



работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками,

грамотно

их

цитировать,

оформлять

библиографические

ссылки,

составлять

библиографический список по проблеме;


выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности

адекватные задачам исследования;


оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской

и проектной работы;


рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;



наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;



описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
4



проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;



проводить измерения с помощью различных приборов;



выполнять письменные инструкции правил безопасности;



оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления

простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Индивидуальный проект» обучающиеся должны
владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования,
дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение,
объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория,
факт, эксперимент.
В результате освоения курса «Индивидуальный проект» предполагается освоение
обучающимися следующими операционными исследовательскими умениями:


умение пользоваться каталогами, справочно-библиографической литературой,

словарями, энциклопедиями;


умение работать с разными видами источников информации;



умение перерабатывать прочитанную информацию: делать выписки, составлять

сложный развернутый план, конспектировать, выделять главное, цитировать, грамотно
ссылаться на авторов литературных источников, составлять тезисы, аннотации, рефераты,
рецензии;


умение

использовать

эмпирические

методы

научного

исследования:

наблюдения, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;


умение обрабатывать статистические данные;



умение обрабатывать компьютерные данные;

тактическими исследовательскими умениями:


умение быстро ориентироваться при поиске информации;



умение определять наиболее эффективные методы сбора и обработки

информации;


умение устанавливать причинно-следственные связи;



умение определять объект, предмет исследования;



умение выделять цели и задачи;



умение выдвигать гипотезу;

5



умение разрабатывать и использовать обобщенные алгоритмы решения

проблемы, находить альтернативные решения;


умение проводить мысленный эксперимент;



умение

планировать

опытно-экспериментальную

работу

в

целом

и

распределять усилия в процессе осуществления задач исследования;


умение использовать теоретические методы научного познания: анализ и

синтез, классификация и обобщение; абстрагирование и конкретизация; индукция и
дедукция; умозаключение, моделирование и т.д.
Наряду с формируемыми операционными и тактическими умениями, реализация
программы предполагает формирование стратегических исследовательских умений:


умение ориентироваться во всей системе процесса прикладной научной

проблемы;


умение видеть место данной проблемы в структуре соответствующей области

знаний;


умение определять философские и мировоззренческие предпосылки научной

проблемы, ее ценностные установки, соответствие господствующей научной парадигме
(метафизический горизонт проблемы)


умение формулировать обобщенный теоретический принцип, объясняющий

сущность явления.

6

Содержание программы элективного курса «Проектная работа»
10 класс – 34 ч.
1.

Введение. Мир науки (1 час)

Роль науки в современном мире. Основная функция науки как сферы человеческой
деятельности.

Классификация

наук

(естественные,

гуманитарные,

математические

дисциплины).
Жизнь и деятельность выдающихся исследователей прошлого и современности.
Биография великих ученых как образец трудолюбия и целеустремленности. (А. Эйнштейн,
В.И. Вернадский, М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский). Величайшие научные открытия конца
XX – начала XXI века.
Особенности научной работы. Этика научного труда.
Форма контроля: Сообщение – презентация «Выдающиеся исследователи прошлого и
современности» или напишите сочинение-рассуждение в миниатюре на тему «Жизнь великих
людей науки», «Великие открытия XX века», «Могу ли я стать ученым?» и др.
Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.
1)

Каковы роль и функция науки в современном мире?

2)

О каких величайших открытиях науки XX – начала XXI века вам известно?

Какую роль эти открытия сыграли и играют в нашей жизни? Деятельность каких ученых
заинтересовала вас?
3)

В чем заключаются особенности научного труда? Что входит в понятие «этики

научного труда»?
2.

Работа с литературными источниками (4 часа)

1) Характеристика

отдельных литературных источников.

Журнальная

статья.

Рецензия. Аннотация. Реферат. Учебное и методическое пособие. Справочная литература.
Монография. Брошюра. Сборник научных статей. (Обзор)
2) Культура

чтения.

Цели

чтения.

Скорость

чтения.

Виды

чтения:

библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое,
творческое чтение.
3) Основы библиографии. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная,
справочная). Виды информационных источников. Методы поиска информации. Способы
накопления информации. Система хранения информации в стране.
7

4) Библиографический поиск. Каталог. Виды каталогов. Поиск литературы по
обычному и электронному каталогам. Заполнение требований на книгу. Работа с книгой.
Работа со справочной литературой. Словари, энциклопедии. Оформление библиографии по
проблеме исследования. Работа с архивным материалом. Электронные источники и работа с
ними.
5) Работа с первоисточниками. Методы обработки полученной информации.
Сокращение текста. Составление плана. Конспектирование. Выписки. Цитаты. Сноски.
Тезисы. Оценка текста: аннотация, рецензия, эссе. Правила их оформления. Изложение
материала использованной литературы. Систематизация «хранения информации»
6) Практическое занятие № 1. Методы обработки полученной информации.
7) Практическое занятие № 2. Технология составления и оформления конспекта,
кластера, схемы (по материалам статьи В.И. Вернадского «О научном мировоззрении»,
статьи А. Мигдала «Отличима ли истина от лжи»)
8) Форма контроля: конспект, кластер, схема по выбранной теме
9) Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.
1)

В чем заключаются особенности таких литературных источников как

журнальная статья, рецензия, аннотация, реферат, учебное пособие, методическое пособие,
монография, сборник научных статей?
2)

Что включает в себя понятие «культура чтения»? какие виды чтения вы знаете?

Кратко охарактеризуйте каждый из видов чтения и расскажите в каком случае используется
каждый из них.
3)

О каких видах информации вам известно? Охарактеризуйте известные вам

виды информационных источников. Какие методы поиска информации вы знаете? В чем
специфика каждого из них? Какие способы накопления информации вам известны?
4)

С какими видами каталогов вы познакомились? В чем заключается специфика

электронных каталогов? По какому принципу строится работа с электронными источниками?
Расскажите

о

правилах

оформления

библиографии

по

проблеме

исследования.

Охарактеризуйте специфику работы с архивным материалом.
5)

О каких методах обработки полученной информации вам стало известно?

Расскажите об основных видах сокращения текста. В чем состоят особенности составления
конспектов? Чем отличаются тезисы от конспекта? Каковы основные их особенности? Что
такое аннотация и зачем она нужна? Что такое выписки? Цитаты? Сноски? Каковы основные
правила их оформления? Что такое рецензия? В чем особенность ее написания?
8

3.

Социальное проектирование (14 часов)

Выбор темы проекта и его обоснование. Способы определения актуальной социальной
проблемы. Определение целей и задач социального проекта. Составление плана работы.
Методы исследования выбранной проблемы, основы социологии. Составление анкет,
вопросов интервью, определение круга опрашиваемых.
Поиск деловых партнеров: общественные и властные структуры. Умение общаться.
Составные части общения, правила эффективного общения, учимся договариваться.
Конфликт и пути его решения. Ведение переговоров, психология общения, имидж делового
человека.
Обработка результатов социологического опроса. Оформление портфолио проекта.
Делопроизводство: деловой этикет, деловая переписка.
Основы экономического планирования. Бизнес – план. Организационный план,
финансовый план, юридический план, типы источников финансирования, способы их поиска,
изучения и выбора.
Проведение плановых мероприятий: посещение научных, общественных учреждений
власти. Проведение официальных переговоров. Оформление портфолио проекта.
Подготовка к защите проекта. Анализ собранной информации, составление текста
защиты работы. Оформление компьютерной презентации.
Практическое занятие № 3.

Поиск деловых партнеров: умение общаться и

договариваться.
Практическое занятие № 4. Обработка результатов социологического опроса.
Практическое занятие № 5. Составляем бизнес – план.
Практическое занятие № 6. Оформление проектной работы.
Форма контроля: Составление «Золотых правил группы», социологический опрос,
бизнес – план проекта, социальный проект.
4.

Понятие об исследовательской работе (16 часов).

Виды исследований (фундаментальные, прикладные, исследования-разработки).
Различия между компилятивными, реферативными и исследовательскими работами.
Общее представление об исследовательской работе. Порядок подготовки, организации
и проведения исследовательской работы. Составление индивидуального плана работы.
Составление сложного развернутого плана работы. Структура учебного исследования
как текста особого рода. Титульный лист. Оглавление. Введение. Главы основной части.
Заключение. Библиография. Приложение. Логическая структура научного исследования.
9

Виды исследовательских работ. Реферат. Его виды. Структура реферата. Этапы
работы. Требования к оформлению. Критерии оценки.
Научный отчет. Его структура. Порядок составления.
Журнальная научная статья. Композиция. Порядок оформления.
Структура исследования. Введение. Понятие об актуальности выбранной темы.
Актуальность объективная и субъективная. Выявление противоречия. Постановка проблемы.
Определение объекта и предмета исследования. Формулирование цели. Определение задач.
Ведущий замысел и гипотеза. Понятие о гипотезе (общая, частная, единичная
гипотезы). Роль гипотезы в исследовании. Разработка рабочей гипотезы. Теоретическая и
(или) практическая новизна и значимость исследования. Понятие о гипотетико-дедуктивном
методе исследования.
Создание учебно-научного текста по учебному исследованию. Научный стиль речи.
Основные признаки научного стиля речи. Особенности научно-популярного подстиля речи.
Лексические

особенности

научного

стиля

речи.

Термины

и

профессионализмы.

Морфологические особенности научного стиля речи. Синтаксические особенности научного
стиля речи.
Общая структура научно-учебного текста. Пять правил доказательств. Этика
цитирования. Оформление ссылок в работе.
Содержание теоретической части исследования.
Содержание практической (опытно-экспериментальной) части исследования.
Содержание заключительной части исследования. Формулирование выводов. Оценка
полученных результатов. Структура логического вывода: посылки, заключение; отличие
вывода от причинного объяснения. Дедуктивные и индуктивные выводы.
Оформление библиографического списка использованной литературы.
Общие правила оформления результатов учебной исследовательской работы: формат,
объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания,
приложения.
Практическое занятие № 7. Составление сложного развернутого плана работы.
Практическое занятие № 8. Актуальность исследования. Предмет и объект
исследования.
Практическое занятие № 9. Цель исследования. Разработка рабочей гипотезы.
Практическое занятие № 10. Составление списка источников по теме исследования.
Практическое занятие № 11. Оценка исследовательской работы.
10

Практическое занятие № 12. Защита исследовательской работы.
Форма контроля: Сложный развернутый план по выбранной теме. Учебная
исследовательская работа по выбранной теме. Рецензия на исследовательскую работу.
Выступление – презентация исследовательской работы и участие в конференции проектно –
исследовательских работ.
Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.
1) Какие виды исследований вы знаете? В чем заключается различие между разными
видами исследований?
2) Назовите основные составляющие учебного исследования, охарактеризуйте
каждый из них.
3) О каких видах исследовательских работ вам известно? Назовите их виды и
требования к их оформлению.
4) В чем заключаются особенности структуры научного отчета? Журнальной научной
статьи? Какие особенности композиции имеет журнальная научная статья?
5) Что такое ведущий замысел исследования? Гипотеза? Какова роль гипотезы в
исследовании? Что такое гипотетико-дедуктивный метод исследования?
6) Назовите характерные особенности научного стиля речи. В чем его отличие от
других стилей? Расскажите об особенностях лексики научного стиля, приведите примеры.
Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляются к терминам? Какие
словообразовательные элементы характерны для этого стиля речи? Расскажите о
морфологических особенностях научного стиля. Почему в нем не употребительны
местоимения я, ты и глаголы в 1-м лице единственного числа? В чем особенность синтаксиса
этого стиля? Какой основной тип речи представляют тексты, относящиеся к научному стилю
речи?
7) Какие пять правил доказательства вы знаете?
8) Расскажите об этике цитирования и о правилах оформления ссылок в работе.
9) Что

должна

содержать

теоретическая

часть

исследования?

Опытно-

экспериментальная часть? Заключительная часть? Какова структура логического вывода?
10) Каковы основные правила оформления результатов учебной исследовательской
работы.

11

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование занятий
10 класс
№

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Содержание учебного материала

Количество
часов

Дата проведения
план
факт

Научное познание
Научное знание как результат научной
деятельности. Место науки в системе духовной
1
1 неделя
жизни
Научное познание и его отличие от других
1
2 неделя
видов познания
Понятие истинности научного знания. Критерии
1
3 неделя
истины
Основы методологии и методики научного творчества
Методы теоретического исследования. Метод и
его роль в научном познании. Наблюдение,
1
4 неделя
сравнение, измерение, эксперимент
Абстрагирование и конкретизация
1
5 неделя
Анализ и синтез
1
6 неделя
Индукция и дедукция
1
7 неделя
Моделирование. Математическое
1
8 неделя
моделирование в исследовании
Практическое занятие № 1. Математическое
1
9 неделя
моделирование в исследовании
Метод анкетирования (опроса)
1
10 неделя
Метод научного наблюдения. Метод научного
1
11 неделя
эксперимента. Метод мысленного эксперимента
Практическое занятие № 2. Метод научного
1
12 неделя
наблюдения
Практическое занятие № 3. Метод научного
1
13 неделя
эксперимента
Классификация и обобщение
1
14 неделя
Аналогия. Идеализация. Формализация
1
15 неделя
Логические основы познания
1
16 неделя
Суждение. Умозаключения: дедуктивное,
1
17 неделя
индуктивное, по аналогии
Логические правила аргументации
1
18 неделя
Публичная защита индивидуального проекта
Формы предоставления индивидуального
1
19 неделя
проекта
Практическое занятие № 4. Формы
1
20 неделя
12

предоставления индивидуального проекта
21 Доклад
1
21 неделя
Практическое занятие № 5. Составление
22
1
22 неделя
доклада
Основные правила постановки простых и
23 сложных вопросов. Композиция ораторского
1
23 неделя
выступления
Публичный диалог и его специфика в условиях
24
1
24 неделя
публичной защиты текста исследования
Практическое занятие № 6. Ведение публичного
25
1
25 неделя
диалога (ролевая игра)
Формирование ценностно-личностной позиции начинающего исследователя
Различение инвариантного и исторически
26 преходящего в ценностях национальной
1
26 неделя
культуры
Научно-исследовательская деятельность в её
27
1
27 неделя
ценностно-смысловой характеристике
Исследовательская работа как форма научно-познавательной деятельности человека
Системный подход как основа методологии
28
1
28 неделя
исследования
Понятийный аппарат исследования. Понятия
29
1
29 неделя
дискуссии и полемики
Практическое занятие № 7. Понятийный аппарат
30
1
30 неделя
исследования
31 Практическое занятие № 8. Ведение дискуссии
1
31 неделя
VI. Критерии оценки проектов и исследовательских работ, докладов, презентаций.
Итоги работы. Рефлексия
32 Защита проектно – исследовательской работы
1
33 неделя
Практическое
занятие
№
9.
Оценка
33 исследовательской
работы.
1
34 неделя
Взаиморецензирование
34 Итоговая рефлексия
1
35 неделя
ИТОГО:
34

13

Лист коррекции рабочей программы

№
п/п

Тема

Кол-во
часов по
рабочей
программе

Кол-во
часов по
корректировке

Причины
корректиров
ки

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».