Программа курса внеурочной деятельности Юный книголюб, 1 класс

МАОУ «Азигуловская СОШ»

Программа курса внеурочной деятельности
«Юный книголюб»
для обучающихся 1 класса

Составитель: Хилязева Г.Р.
учитель начальных классов

Азигулово,
2023 год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их
умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись
хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом
на должном уровне или без посторонней помощи
Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации,
приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию
самостоятельности читательской деятельности - главная задача педагога. Дать понять
учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. А со
стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно – технического процесса
эта задача стала актуальна как никогда раньше.
Учить работать с книгой сознательно, самостоятельно, избирательно читать
книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и умели
непрерывно пополнять свое образование с наименьшей затратой сил добывать
недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической
информации - залог успешности в любой деятельности. Разработанная программа курса
«Книголюб» способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого
ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Программа соответствует федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного,
интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического
воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и
удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет
проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению
читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми
универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными,
регулятивными, личностными) и читательскими умениями, позволяет стимулировать
детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных
ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным
восприятием, расширяет и обогащает его.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 33 занятия в учебном году.
Ценностные ориентиры содержания программы
Содержание программы «Юные книголюбы» создаёт возможность для воспитания
грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового
к восприятию культуры и литературы народов других стран. Программа ориентирует
педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как
неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
Общение с книгой развивает память, внимание, воображение, позволяет решить
многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и
невербальным видам общения);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии,
речи (диалога и монолога);
2

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,
решением конфликтных ситуаций через игру.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата,
так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и
книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед
детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных
предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру
чувств, общения.
Основными задачами курса являются:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление,
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об
окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный
опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и
речевые умения;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений.
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных
учебных умений;

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на
мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах общения;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
4) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
Предметные результаты:
o осознавать значимость чтения для личного развития;
o формировать потребность в систематическом чтении;
o использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
o уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
o пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации;
o развивать чувство ритма и координацию движения;
o развивать речевое дыхание и артикуляцию;
4

o развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
o пополнять словарный запас;
Регулятивные умения:
o уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
o уметь самостоятельно работать с новым произведением;
o уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности;
o уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Коммуникативные умения:
o участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
o оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию;
o высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
o участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
o соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, театре и т. д.
o оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
o развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях;
Содержание программы
I. «Книга - лучший друг» (1ч.) Экскурсия в библиотеку.
II. Эти чудесные профессии (5ч.) С.Я. Маршак - переводчик. Урок – игра «Угадай!».
Сочинение «Моя профессия». Выпуск газеты «Моя мама на работе». С.Я.Маршак
«Пожар».
III. «Лучше нет родного края» (4ч.) Конкурс рисунков «Мой край!» Защитники
Отечества. Стихи о Родине. Фоторепортаж о родном селе
IV. Зимушка - зима. (4 ч.) Е.
Благинина «Ёлка». В гости к Деду Морозу.
Поздравительная открытка родным. Стихи русских поэтов о зиме.
V. Что говорят стихи. (4 ч.) В гостях у А.С. Пушкина, Урок - игра «Поле чудес»,
литературные стихи – сказки, конкурс стихов.
VI. Знай и люби родную природу! (7ч.) Урок – викторина «Где? Что? Как и почему?»
Творчество В.В. Бианки. Рассказы Пришвина. Диалоги о животных. Рассказы Е.
Чарушина, Б. Житков. Конкурс рисунков «Береги природу!»
VII. Что за прелесть эти сказки (6ч.) Уральские сказки П.П. Бажова. Сказки Г.Х.
Андерсена. Просмотр сказки «Морозко». Волшебные сказки братьев Гримм. КВН
«Цветик – семицветик». Турнир знатоков «Здравствуй, сказка!» Сказки народов мира.
VIII. О чем рассказывают журналы. (2ч.) Пресс – турнир «По страницам детских
журналов» Обобщение. Читаем летом.

5

Календарно – тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема
«Книга - лучший друг» 1 час
Экскурсия в библиотеку. ОТ.
Эти чудесные профессии (5ч.)
С.Я. Маршак - переводчик.
Урок – игра «Угадай!».
Сочинение «Моя профессия».
Выпуск газеты «Моя мама на работе».
С.Я.Маршак «Пожар».
«Лучше нет родного края» (4ч.)

Дата
06.09

Конкурс рисунков «Мой край!»
Защитники Отечества.
Стихи о Родине.
Фоторепортаж о родном селе.
Зимушка - зима. (4 ч.)
Благинина «Ёлка».
В гости к Деду Морозу.
Поздравительная открытка родным.
Стихи русских поэтов о зиме.
Что говорят стихи. (4 ч.)
В гостях у А.С. Пушкина.
Урок-игра «Поле чудес».
Литературные стихи –сказки.
Конкурс стихов.
Знай и люби родную природу!(7ч.)
Урок – викторина «Где? Что? Как и почему?»
Творчество В.В. Бианки.
Рассказы Пришвина.
Диалоги о животных.
Рассказы Е. Чарушина.
Б. Житков.
Конкурс рисунков «Береги природу!»
Что за прелесть эти сказки (6ч.)
Уральские сказки П.П. Бажова.
Сказки Г.Х. Андерсена.
Просмотр сказки «Морозко».
Волшебные сказки братьев Гримм.
КВН «Цветик – семицветик».
Сказки народов мира.
О чем рассказывают журналы. (2ч.)
Пресс – турнир «По страницам детских журналов»
Резервное занятие

18.10
25.10
08.11
15.11

13.09
20.09
27.09
04.10
11.10

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

6

22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
07.02
21.02
28.02
06.03
13.03

20.03
03.04
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».