Программа курса внеурочной деятельности Театральная студия

МАОУ «Азигуловская СОШ»

ПРОГРАММА КУРСА
внеурочной деятельности
«Театральная студия»
для обучающихся 1 класса

Составитель:
Хилязева Гульнара Рафисовна,
учитель начальных классов.

Пояснительная записка
Огромную радость доставляет детям театр, его таинственная, обещающая
чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети очень впечатлительны
и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым
героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у детей
образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке,
поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.
Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр
игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и
художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное
и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор,
создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению
вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня,
когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.
Программа внеурочной деятельности «Театральная студия» ориентирована на
всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности,
направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной
работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших
школьников. В программе систематизированы средства и методы театральноигровой деятельности, обосновано использование разных видов детской
творческой деятельности в процессе театральной деятельности.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная
деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является
процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс
репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный
результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие
личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный
эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения,
формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа
над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенность данной программы состоит в том, что дети погружаются в
занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в
мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается
сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно
общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы.
Программа рассчитана на 33 часа в год (1час в неделю).
Цель программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости
детского творчества, сотрудничества.
Задачи: формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми
социальными группами; развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства
сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения; формирование интереса
к театру как средству познания жизни, духовному обогащению; развитие творческих
способностей.

2

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты освоения курса
•
•
•
•
•
•

стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к
адекватной самооценке;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития.

Метапредметные результаты освоения курса
Регулятивные универсальные учебные действия:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные универсальные учебные действия:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить
сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям,
инсценировании.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к
общему решению;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предполагаемые результаты:
• Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
• Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
• Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки,
четверки.
• Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
• Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
• Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
• Находить оправдание заданной позе.
• На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
• Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
• Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
• Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
• Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.
• Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
• Знать и четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок.
• Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
3

Содержание программы
1 Раздел «В начале было Слово…». Культура и техника речи. (7 часов)
 Слушание, чтение и рассказывание сказок.
 Мимика и жесты. Сценки без слов.
 Понятие «общение», говорить и слушать.
 Сочинение небольших сказок и рассказов.
 Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.
 Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств.
2 Раздел Сценические действия и театральные игры. (8 часов)
 Групповые сюжетно-ролевые игры.
 Элементы сценического действия.
 Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.
 Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
 Умение ориентироваться и размещаться на сцене.
 Построение диалога с напарником по заданной теме. Как заучить роль
своего героя.
 Отработка дикции и чёткого произношения слов. Запоминание
заданных поз и умение образно их передавать.
 Создание образов с помощью выразительных движений.
3 Раздел Основы театральной культуры.(5 часов)
 Что такое театр. Виды театров. Рождение театра в России. Искусство
скоморохов.
 Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Театральные
профессии. Игра актёров.
 Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
 Театральная афиша, театральная программка.
 Виды театрального искусства. Спектакль – результат творческого труда
многих людей.
4 Раздел «Мы –актёры» - постановка спектаклей. (14 часов)
 Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
 Работа над отдельными эпизодами.
 Создание примерной выгородки.
 Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
 Выбор и распределение ролей.
 Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
 Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.
 Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.
 Генеральные репетиции всей пьесы.
 Показ спектакля зрителям.
Спектакли для постановки:
 Спектакль «Коза-дереза».
 «Морозко»
 «Красная шапочка»
4

Тематическое планирование
№ Колич.
зан часов
1
1
2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

Тема занятия
Великая сила Слова

Содержание занятия

Слушание, чтение по ролям сказки
«Колобок». Первичная инсценировка сказки.
Мимика и жесты. Инсценировка сказки «Колобок» без слов,
Ритмопластика.
используя мимику и жесты.
Сценические
Создание примерной выгородки. Фантазии
действия. Что такое по сказке «Колобок».
сцена.
Культура и техника Виды говорения: диалог и монолог. Как
речи
разучить роль своего героя.
Основы театральной Рассказ о театре и видах театрального
культуры
искусства. Работа над эпизодами спектакля
«Колобок».
Великая сила Слова
Работа над техникой речи. Проговаривание
русских народных потешек и дразнилок по
ролям. Интонационная отработка.
Театральная игра
Знакомство с русскими народными играми
со словами. Разучивание сказки-игры
«Репка». Учить правильно двигаться и
говорить текст.
Мы актёры. Работа Прослушивание и прочтение сказки «Козанад
спектаклем дереза», работа над дикцией.
«Коза-дереза»
Мы актёры. Работа Распределение и разучивание ролей.
над
спектаклем Проигрывание отдельных эпизодов.
«Коза-дереза»
Основы театральной Правила поведения в театре. Места в театре.
культуры.
Просмотр презентации
про Кукольный
театр Образцова.
Культура и техника Общение. Говорить и слушать. Дети
речи
рассказывают любимые стихи и сказки.
Формировать чёткую и грамотную речь.
Театральная игра.
Игры-импровизации по сказке «Теремтеремок», «Репка», «Три медведя»
Культура и техника Речевой этикет в различных ситуациях.
речи.
Проигрывание мини-сценок.
Театральная игра.
Импровизация игры-драматизации по сказке
«Морозко». Создание образов героев сказки.
Мы актёры. Работа Просмотр сказки «Морозко». Обсуждение
над
спектаклем содержания и игры героев.
«Морозко»
Мы актеры. Работа Создание
декораций
и
костюмов.

над
спектаклем
«Морозко»
Мы актеры. Работа
над
спектаклем
«Морозко»
Мы актёры.

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

Культура и техника
речи
Основы театральной
культуры
Театральные игры.

24

1

Театральная игра

25

1

Подготовка
к
отчетному спектаклю
«Красная Шапочка»
Подготовка
к
отчетному спектаклю
«Красная Шапочка»
Подготовка
к
отчетному спектаклю
«Красная Шапочка»
Подготовка
к
отчетному спектаклю
«Красная Шапочка»
Подготовка
к
отчетному спектаклю
«Красная Шапочка»
Подготовка
к
отчетному спектаклю
«Красная Шапочка»

26- 2
27
28- 2
29
30- 2
31
32

1

33

1

Культура и техника
речи.
Театральная игра

Проигрывание всего спектакля.
Генеральная репетиция с декорациями,
реквизитом
и
музыкальным
сопровождением.
Премьера
спектакля
«Морозко»
на
новогоднем празднике для родителей.
Логика
речи.
Составление
коротких
рассказов или сказок по заданным глаголам.
Импровизации на тему русских народных
сказок по имеющимся атрибутам.
Чтение докучных сказок. Нахождение
ключевых слов и выделение их голосом.
Из истории русского театра.
Игра
скоморохов.
Сюжетно-ролевая игра – телепередача «В
гостях у сказки»
Сценическое воображение. Импровизации
детей на сцене по услышанному впервые
тексту.
Просмотр сказки «Красная Шапочка»,
обсуждение сценария, подбор ролей.
Прочитывание ролей.
Репетиция отдельных сцен. Изготовление
декораций.
Прогонная репетиция всего спектакля с
музыкальным сопровождением.
Генеральная
репетиция
спектакля
с
декорациями
и
музыкальным
сопровождением.
Премьера спектакля «Красная Шапочка» для
учащихся и учителей школы.

33

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».