Рабочая программа учебного предмета Родная (татарская) литература 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области Управления образования Администрации Артинского
городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Азигуловская средняя общеобразовательная школа "

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
« РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
(1-4 классы)

с.Азигулово
2023
1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА К КОНЦУ
1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и
про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом
художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
•
читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая
индивидуальный темп чтения;
•
понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также
прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
•
читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
•
рассказывать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;
Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат возможность
научиться:
•
находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное
произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
•

задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей
(народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение,
олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся
•
отличать прозаическое произведение от стихотворного;
•
различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку;
•
находить средства художественной выразительности в тексте (повтор;
уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, рифмы);
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
различать сюжетно-композиционные особенности сказок;
•
обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы
(прибаутка может включать в себя и дразнилку; колыбельная песенка — закличку; рассказ —
сказку и т. д.)
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям,
инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание
собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
•
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и
необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
•
читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке;
•
рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом
текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку,
колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты,
интонация);
•
находить иллюстрации, подходящие к конкретным текстам, сравнивать тексты и
иллюстрации.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
2

К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить
выделенные строчки и слова на странице; находить нужную иллюстрацию;
•
работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для
самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные
обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел
тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
•
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять
свою часть работы, осуществлять взаимопроверку;
•
выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
•
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения.
В
области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат
возможность научиться:
• понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы;
•

обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К КОНЦУ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и
про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом
художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
•
читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в
соответствии с индивидуальными возможностями;
•
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного
чтения и повторного изучающего чтения;
•
строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на
вопрос учителя;
•
слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший
ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
•
называть имена 2–3 классиков татарской литературы,
•
называть имена 2–3 современных писателей (поэтов);
•
перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
•
перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их
содержание;
•
определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
•
оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их
поступки;
•
пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной
работы получат возможность научиться:
•
развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста,
который читает учитель;
•
устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного;
•
читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
•
пересказывать текст небольшого объема;
•
использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной
библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
3

•
привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и
школьной библиотек;
•
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы.
Раздел
«Литературоведческая
пропедевтика»:
узнавание
особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей
(народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение,
олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
•
различать сказку о животных и волшебную сказку;
•
определять особенности волшебной сказки;
•
различать сказку и рассказ;
•
уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства
литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»),
контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора:
сюжетно-композиционные особенности сказки-цепочки, считалки, скороговорки, заклички,
колыбельной песенки;
•
обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ
может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);
•
понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира
•
обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только
в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,
инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание
собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
•
понимать содержание прочитанного;
•
осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с
особенностями текста;
•
читать художественное произведение по ролям и по цепочке;
•
эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные
программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной
работы получат возможность научиться:
•
читать выразительно поэтические и прозаические произведения;
•
рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными
текстами;
•
устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ
2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
•
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить
нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
•
быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на
странице;
•
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для
самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом
и иллюстрацией к тексту).
В
области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
4

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
•
выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
•
видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно
присоединяться к одной из них;
•
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В
области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат
возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:
аудирование,
чтение вслух и про себя,
работа с разными видами текста,
библиографическая культура,
работа с текстом художественного произведения,
культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
•
читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая
индивидуальный темп чтения;
•
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного
просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
•
называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений, перечислять
названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
•
рассказывать о любимом литературном герое;
•
выявлять авторское отношение к герою;
•
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных
произведений;
•
читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
•
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание»,
иллюстрации).
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной
работы получат возможность научиться:
•
делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее
элементам;
•
самостоятельно читать выбранные книги;
•
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
•самостоятельно работать со словарями.
Раздел
«Литературоведческая
пропедевтика»:
узнавание
особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей
произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание
литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
•
различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
•
различать сказку и рассказ;
•
находить и различать средства художественной выразительности в авторской
литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением),
контраст; фигуры: повтор).
5

Обучающиеся получат возможность научиться:
•
понимать развитие сказки о животных во времени;
•
обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных
народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям,
инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание
собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
•
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и
необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
•
эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные
программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
•
интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения,
(выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
•
принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых
фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной
работы получат возможность научиться:
•
читать вслух стихотворный и прозаический тексты;
•
рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать музыкальные произведения,
сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения
выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
•
устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться
своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных
текстов, музыкальных и живописных произведений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ
3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся
•
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную
словарную статью;
•
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных
обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
•
работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание),
разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения);
•
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для
самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной
книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта,
библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и
тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
•
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между
собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
в рамках коммуникации как взаимодействия:
•
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя
позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать
собственную точку зрения;
6

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
•
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного
результата.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К КОНЦУ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и
про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом
художественного произведения, культура речевого общения.
Выпускник научится:
•
читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и
изучающего чтения;
•
определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части,
составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и
подробно;
•
представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе,
указывать их авторов и названия;
•
перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное
содержание (на уровне рубрик);
•
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных
произведений; выявлять авторское отношение к герою;
•
читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них,
спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
•
обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое,
подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
•
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница
«Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
•
составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
•
делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач
(чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную
тему);
•
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично
воспринимать мнения одноклассников;
•
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари
и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: различение типов рифм, различение
жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы,
узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола,
звукопись и др.) и понимание причин их использования.
Выпускник научится:
•
представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного
творчества к авторским формам;
•
отличать народные произведения от авторских;
•
находить и различать средства художественной выразительности в авторской
литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), контраст,
повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной
работы получит возможность научиться:
•
отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира,
татарских и русских народных сказках;
•
обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой
(на примере классической и современной поэзии);
7

•
понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании
художественного произведения;
•
понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства
(литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их
тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов
(выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям,
устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной
работы получит возможность научиться:
•
читать вслух стихотворный и прозаический тексты;
•
обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные
произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
•
устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться
своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения
литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ
4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:
•
свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом
рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
•
свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта;
в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь
находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
•
свободно работать с разными источниками информации (представленными в
текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
•
разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой
группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
•
понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и
уметь присоединяться к одной из них или высказывать собственную точку зрения.
В области регулятивных учебных действий выпускник научится:
•
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного
результата.
В области личностных учебных действий выпускник получит возможность
научиться:
•
осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия;
•
профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа
произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре,
понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
8

овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий;
использование разных видов чтения;
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
мение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации;
умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить
средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности. Восприятие речи на слух, понимание
текста, ответы на вопросы по содержанию, умение задавать вопросы по содержанию
прослушанного, определение последовательности событий.
Аудирование. Умение воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух
учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.
Понимание смысла звучащей речи: удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на
вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.
Чтение вслух. Укрепление чтения как основы для перехода от слогового чтения к
чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование
мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке. Освоение особенностей
выразительного чтения (чтение отдельных предложений с интонационным выделением знаков
препинания на начальном этапе, жанровые требования и ограничения самого читаемого текста
– лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная
песенка или прибаутка, и т.д. – и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона,
пауз, логических ударений).
Чтение про себя. Умение самостоятельно читать текст небольшого объема. Умение
находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях
нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного
чтения.
Говорение. Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме
краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений,
передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой
на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей диалогического
общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение
(согласие /несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста. Этическая сторона
диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание
сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне.
Письмо (культура письменной речи.) Различение видов текста (текст-повествование,
текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений;
краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным
произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам
произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание писем и
поздравительных открыток, формулы вежливости).
9

Работа с текстом художественного произведения. Анализ заголовка, анализ текста
(через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант
(основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении,
противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в
колыбельной песне, былине, гимне и т.д.). Определение особенностей построения текста,
выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя
(через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский
комментарий), проследить развитие характера героя во времени, сравнительный анализ
поведения разных героев. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в
прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах. В
результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть
разные точки зрения или позиции; устанавливать причинно-следственные связи в развитии
сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль
текста; обнаруживать выразительные средства.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Обучение структурированию
научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых
слов, составлению плана пересказа.
Формирование библиографической культуры. Умение пользоваться аппаратом
учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений),
навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книгесборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе.
Систематическое использование словарями. Представление об алфавитном каталоге
библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе.
Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов.
Внеклассное чтение. Организация подготовки учащихся к самостоятельному чтению
книг, расширению и углублению читательского кругозора, познавательных интересов.
Развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы,
знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами,
темами.
Устное народное творчество. Широко используется как материал для обучения
грамоте, родному языку и словесности. Систематизация знаний учащихся о малых
фольклорных жанрах татарского народного творчества и понятия «устное народное
творчество». Формирование элементов литературоведческих представлений. Представление о
фольклорных произведениях. Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная
сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы:
загадки, считалки, колыбельные песенки, пословицы и т.д.). Представление о жанрах басни.
(Басни – авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире
ценностей.). Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия.
Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение рифмы и понимание
содержательности каждого конкретного вида рифмы. Освоение понятий «тема» и «основная
мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение
произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое
освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах. Представление о герое
произведения, об авторе-рассказчике. Практическое различение в текстах и уяснение смысла
использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения,
гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.
Работа с текстами разных видов и жанров литературы. Определение
принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений. Понимание
жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, колыбельная
песенка, гимн и т.д.) Понимание разницы между художественным и научно-популярным
текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или
научно-популярных текстов. Понимание отличий прозаического и поэтического текстов.
10

Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а
также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.
Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись,
прикладное искусство, скульптура, музыка). Представление о литературе как об одном из
видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т.д.). Сравнение особенностей
мировосприятия писателя, живописца и композитора. Сравнение произведений,
принадлежащих к разным видам искусства.
Элементы творческой деятельности. Чтение художественного произведения (или его
фрагментов) по ролям и по цепочке. Умение читать выразительно поэтический и прозаический
текст. Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в
соответствии с особенностями текста. Умение рассматривать иллюстрации в учебнике,
сравнивать их с художественными текстами. Практическое освоение малых фольклорных
жанров (загадки, считалки, колыбельные песни), сочинение собственных текстов и
инсценировка их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).
Способность устно и письменно (в виде высказываний и небольших сочинений) делиться
своими личными впечатлениями.
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества Малые жанры
фольклора (прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки
(докучные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки. Авторские
произведения, басни. Литературные авторские произведения. Произведения классиков
отечественной литературы XIX–XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах,
повесть). Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки,
сказочные
повести).
Произведения
современной
отечественной
(с
учетом
многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки,
сказочная повесть). Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические
издания (детские журналы). В результате обучения на уровне начального общего образования
будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования на уровне
основного общего образования и достигнут необходимый уровень их общекультурного и
литературного развития.
Выпускник
сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных
учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками
информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной
библиотеки;
накопит опыт понимания того, что литература – это искусство слова, один из видов
искусства;
получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании
собственной культуры и мировосприятия.
овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы.

11

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Здравствуй школа.
Моя семья.
В деревне и в городе. Слова и звуки в
нашей жизни.
Сказки. Деление слова на слоги
Гласные звуки и буквы Аа, Әә, Ыы, Ээ
(е)
Гласные звуки и буквы Ии, Уу, Үү, Оо,
Өө.
Гласные звуки и буквы Нн, Лл, Мм.
Согласные буквы Рр, Йй, ң. Чтение слов.
Согласные буквы Яя, Юю. Чтение слов.
Буква Ее (е). Согласные буквы Дд, Тт.
Чтение слов.
Согласные буквы Зз, Сс. Чтение слов.
Согласные буквы Гг, Кк. Чтение слов.
Согласные буквы Вв, Фф. Чтение слов.
Согласные буквы Бб, Пп. Чтение слов.
Согласные буквы Жж, Җҗ. Чтение слов.
Согласные буквы Шш, Чч. Чтение слов.
Согласные буквы Һһ, Хх.
Согласные буквы Ёё, Щщ, Цц.
Разделительные знаки. Чтение и
словарная работа
Габдулла Тукай. Родной язык.
Абдулла Алиш. Смелый и боязливый.
Абдулла Алиш. Зайчиха.
Татарская народная сказка.
«Три дочери».
Татарская народная сказка.
«Три дочери».
Пословицы и поговорки. Загадки.
Проект № 1 «Загадки, пословицы и
поговорки в картинках»
Сказки «Шурале» и «Глупый волк»
Стихи Роберта Миннуллина.
Стихи о родном языке.
Г.Тукай. Ребенок и бабочка.
Р.Валиева. Бабочка и муравей.
Шаукат Галиев. Загадки ради
знакомства.
Рабит Батулла. «Игра»,
«Медведь Аппас».
Дардманд Гали.
Фанис Яруллин. «Мудрое слово».
Проверка техники чтения № 1
Габдулла Тукай. «Весна».
Бари Рахмат. «Идет весна».
Итого

1
1
1

12

Виды занятий
Пров. раб
Проекты

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
33

Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
кол
разде -во
ла
час

1
1
1
1

2
1
1
1
3
1
1
4
1
1
1
5
1

1
1
1
1
6
1
1
1

Тема урока

Родной край
Габдулла Тукай. Родной язык.
Закия Туфайлова. Родина. Резеда Валиева.
Родная земля.
Гариф Галиев. Откуда начинается родина?
Газинур Морат. Самая красивая страна.
Проверка техники чтения
Устное народное творчество
Загадки. Считалки. Пословицы.
Татарская народная сказка. Хиторостью против
хитрости.
Проектная работа «Устное народное
творчество».
Золотая осень
Габдулла Тукай. Осень. Мужахит Ахметзянов.
Осень.
Гариф Галиев. Когда меняются месяцы.
Проверка техники чтения
Мгновения детства
Амина Бикчантаева. Приятное слово.
Рафис Гиззатуллина. Волшебной слово.
Накыйп Каштанов. Сердитый мячик.
Тест по теме “Мгновения детства”
Белоснежная зима
Шаехзада Бабич. Зимняя дорога. Роберт
Миннуллин. Белая зима. Галимджан
Ибрагимов. Снег идет.
Госман Бакир. Зимняя игра. Джаудат дарземан.
Влажный денёк.
Зиннур Хуснияр. Загадки зимнего леса.
Новый Год шагает по земле. Проверка техники
чтения.
Проектная работа. Зимняя краса.
Любимые птицы и животные
Гакиль Сагиров. Акбай. Резеда Валиева. Белый
котёнок.
Зиннур Хуснияр. Раскаяние дятла.
Татарские народные сказки. Кто что любит?
Курица, мышь и куропатка.
13

Дата

Дата

План

факт

07.09
14.09
21.09

28.09
05.10
12.10

19.10
26.10

09.11
16.11
23.11

30.11

07.12
14.12
21.12
28.12
11.01
18.01
25.01

1

7
1
1
1
1
8
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1

Сказки народов мира. «Беда от жадности» и
другие.
Проверка знаний по теме «Любимые птицы и
животные»
Дружная семья
Габдулла Тукай. Наша семья. Галимджан
Гильманов. Хочу быть цветком.
Зоя Воскресенская. Мама. Ильдар Юзеев.
Бабушка. Роберт Миннуллин. Сын и мама.
Рустам Мингалим. Были бы крылья
Проектная работа «Моя семья».
Весна идет
Роберт Миннуллин. Весна вошла в наши дома.
Гасим Лотфи. Скворец.
Закария Ахмеров. Деревья тоже болеют.

01.02

Рафис Корбан. Праздник Победы. Хакижан
Халиков. Спасибо Вам, ветераны.
Рафис Гиззатуллин. Почему рябина горкая?
Проверочная работа по теме «Весна»
Ягодное лето
Произведения писателей о красоте летних дней.
Эльмира Шарифуллина. Сабантуй.
Национальный праздник – Сабантуй.
Проектная работа «Национальные
праздники».
Абдулла Ахмет. Во время дождя.
Внеклассное чтение.
Проверка техники чтения.
Резервный урок.

05.04

14

08.02
15.02
22.02
01.03
15.03
29.03

12.04

19.04
26.04
03.05
10.05
17.05
24.05

Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
темы

№
урока

1
1.
2.
3.
2
4.
5.
6.
3
7.
8.
4
9.
10.
11.
5
12.

13.
14.
15.
16.
6
17.
18.
19.
7
20.
21.

Содержание учебного материала

Здравствуй школа.
Газинур Морат. Родной язык. Картина Искандара
Рафикова «О, родной язык
Мажит Гафури. Детская работа. Книга и ребята.
Габдулла Тукай. Забавный ученик.
Народные жемчужины
Народное творчество. Загадки. Пословицы и
поговорки.
Сказка-загадка. Волк, коза, капуста. Кто победитель?
Басни. Каюм Насыйри. Жадный пёс. Габдулла Тукай.
Пчела и мухи. Петух и кукушка.
Осень шагает по золотой тропинке
Илгизар Солтан. Осень. Мажит Гафури. Прощайте,
дикие гуси!
Идрис Туктар. Лесной букет. Фанис Яруллин.
Осенний стол.
Родной край
Родная сторонка – колыбель моя. Бари Рахмат. Наша
золотая земля. Резеда Валиева. Самая красивая земля.
Лабиб Лерон. Татарское дете. Гумар Баширов. Какой
он Татарстан? Какой он Урал.
Проектная работа.
Зимняя краса
Фатих Хусни. Первый снег. Картина Аркадия
Пластова “Первый снег”. Нажип Думави. Первый
снег.
Габдулла Тукай. Земной сон. Абдулла Ахмат. Зимняя
красота.
Гасыйм Лотфи. Синица и Аниса.
Ахмет Ерикай. Зима. Роберт Миннуллин. Вокруг
ёлки.
Внеклассное чтение.
Благовоспитанность – приличие, красивая
традиция
Васима Хайруллина. Благовоспитанность. Ахсан
Баян. Добро возвращается добром.
Накип Кашапов. Котёнок. Резеда Валиева Новая
лопата.
Рафис Гиззатуллин. Неожиданный вопрос. Васима
Хайркллина. Правила поведения за столом.
Семейные радости
Резеда Валиева. На дне рождения. Анас Хасанов. Что
бы вы сказали?
Абдулла Алиш. Огненное яйцо.
15

Кол-во
часов

Дата по
плану

8.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10

20.10
27.10

17.11
24.11
01.12
08.12

15.12
22.12
29.12
12.01

19.01
26.01
02.02

09.02
16.02

Дата по
факту

8

9

10

22. Фанис Яруллин. Солнечное пятно. Муса Джалиль.
Сказка метёлки.
Весенние узоры
23. Шаукат Галиев. Кто приносит весну? Картина
Х.Г.Якупова «Последний снег».
24. Дардеманд. Солнечные лучи. Картина Л.Ф.Фаттахова
«Пока мама не видит».
Мы любим сказки
25. Татарская народная сказка. Гульчачак.
26. Габдулла Тукай. Водяная. Картина Ф.Г.Аминова
«Водяная».
27. Абдулла Алиш. Чукмар и Тукмар.
28. Хакимжан Халиков. Мыекбай.
29. Проектная работа
Цветочное лето
30. Марзия Файзуллина. Пришло лето. Габдулла Тукай.
Дождь.
31. Природа моего края. Галимджан Ибрагимов. В
летний день.
32. Праздник «Сабантуй». Гариф Ахунов. Сабантуй.
33
Внеклассное чтение.
34
Обобщающий урок..

№
тем
ы

№
урока

1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
2
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Тематическое планирование 4класс
Тема урока

Народная мудрость(6ч)
Татарская народная сказка. Ветряная телега.
Миф.
Фатих Амирхан. Зухра на Луне.
Баиты. Баит. Сак-Сок.
Басни. Мажит Гафури. Стрекоза и муравей.
Курица и утка.
Габдулла Тукай. Молодое дерево. Ахмат Исхак.
Старый дуб и молодой джигит.
Проверка техники чтения.
Природа в произведениях писателей и
художников (11 ч)
Габдулла Тукай. Луна и Солнце. Фатима и
Соловей.
Габдулла Тукай. Шурале.
Картина Байназара Алменова “Шурале”.
Мажит Гафури. Луг. Дождь. Муса Джалиль.
Родник.
Абдулла Алиш. Хвосты.
Абдулла Алиш. Кому надо, кому не надо. Наби
даули. Облако молодое.
16

23.02

02.03
09.03

16.03
30.03
06.04
13.04
20.04
27.04
04.05
11.05
18.05
25.05

примечания

3

13.
14.
15.
16.

Гарафи Хасанов. Зимний лес.
Фанис Яруллин. Самый счастливый день.
Подготовка к проектной работе
Проектная деятельность Проект «Природа и
мы».

17.

Писатели детства (5 ч)Шаукат Галиев.
Камырша. Соседняя яблоня. Мой брат учит
стих… Тревожная весть.
Творчество Роберта Миннуллина.
Хаимжан Халиков. Творчество писателя. Картина
Фарита Якупова «Лето матерей».
Хакимжан Халиков. Какая птица?
Фанис Яруллин. Превратилось в белое. Варежки.
Юылмас хурлык.
Проверка техники чтения
Торопимся сделать доброе дело(4 ч)
Роза Хафизова. Голубь и мальчик.
Сарвар Адгамова.Друзья. ахсан Баян. Белки
вокруг собаки.
Даржия Аппакова. Шумные башмаки.
Резеда Валиева. В День Победы. Картина Искаде
Сарвар Адгамова.Друзья.ра Рафикова “Военные
годы”.
Счастливое детство (3ч )
Юрий Ермолаев. Помогли часы.
Набира Гиматдинова. Болтливая коза.
Проверка техники чтения.
Удивительный мир(5 ч)
Лабиб Лерон. Мальчик шурале.
Лабиб Лерон. Сыновья шурале и Былтыра.
Сходства и различия. Знание и незнание.
Обобщение по теме.Внеклассное чтение.
Урок-игра

18.
19.
20.
21.
22.
4
23.
24.
25.
26.

5
27.
28.
29.
6
30.
31.
32.
33
34

17

Лист
коррекции рабочей программы учителя по литературному (родному чтению)
Название раздела,
темы, урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

18

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».