МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования Администрации Артинского городского округа МАОУ «Азигуловская СОШ». РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по математике «Подготовка к ЕГЭ по математике» 10 класс Составитель программы: Гильмиянова Р.Х., учитель математики, первой квалификационной категории. с. Азигулово Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по математике» для 10 класса разработана на основе следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.) Авторской программы по математике: Математика: рабочие программы: 7-11 классы /[А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 150 с. Учебного издания: Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ 10-11 классы. Базовый и углублённый уровни; учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций: базовый и углуб. уровни / [Составитель: Т.А. Бурмистрова]. – М.: «Просвещение» – 2016. – 128 с. Цели курса: Коррекция и углубление конкретных математических знаний, необходимых для прохождения государственной (итоговой) аттестации за курс средней полной школы в форме и по материалам ЕГЭ, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе. Задачи курса: Систематическое повторение учебного материала по основным темам курса алгебры и начал анализа и геометрии. Оказание практической коррекционной помощи учащимся в изучении отдельных тем предмета. Формирование поисково-исследовательского метода. Акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления решения различных заданий. Осуществление тематического контроля на основе мониторинга выполнения учащимися типовых экзаменационных заданий. Получение школьниками дополнительных знаний по математике. Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Результаты освоения курса внеурочной деятельности по математике Программа внеурочной деятельности по математике направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения Личностные: 1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; 2) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 3) развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе; 4) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. Метапредметные: Познавательные: 1) овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 2) самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; 3) творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение. Коммуникативные: 1) умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; 2) адекватное восприятие языка средств массовой информации; 3) владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута); 4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы; 5) использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Регулятивные: 1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) понимание ценности образования как средства развития культуры личности; 3) объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; 4) умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности; 5) конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности; 6) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; 7) осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Предметные: В результате изучения курса учащиеся 11 класса должны уметь: находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений и основных свойств, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений; вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики линейной, квадратичной, тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций; решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, их системы; решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы; вычислять производные и первообразные элементарных функций; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций; решать геометрические задачи с применением соотношений и пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике, основных теорем для произвольного треугольника; решать геометрические задачи на клетчатой бумаге. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса учащиеся должны уметь: вычислять значения корня, степени, логарифма; находить значения тригонометрических выражений; выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений; решать тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства, системы, включая с параметром и модулем, а также комбинирование типов аналитическими и функционально-графическими методами, строить графики элементарных функций, проводить преобразования графиков, используя изученные методы описывать свойства функций и уметь применять их при решении задач, применять аппарат математического анализа к решению задач; решать различные типы текстовых задач с практическим содержанием на проценты, движение, работу, концентрацию, смеси, сплавы, десятичную запись числа, на использование арифметической и геометрической прогрессии; уметь соотносить процент с соответствующей дробью знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов; решать планиметрические задачи, связанные с нахождением площадей, линейных или угловых величин треугольников или четырехугольников; решать стереометрические задачи, содержащие разный уровень необходимых для решения обоснований и количество шагов в решении задач, включенных в часть I и часть II экзаменационной работы, часто требующие построения вспомогательных элементов и сечений, сопровождаемых необходимыми доказательствами; производить прикидку и оценку результатов вычислений; при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления. Содержание курса Текстовые задачи 10ч Дроби и проценты. Смеси и сплавы. Движение. Работа. Задачи на анализ практической ситуации. Выражения и преобразования 10ч Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений. Тождественные преобразования логарифмических выражений. Тождественные преобразования тригонометрических выражений Функции и их свойства 8ч Исследование функций элементарными методами. Производная функции, ее геометрический и физический смысл. Исследование функций с помощью производной. Уравнения, неравенства и их системы 12ч Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Иррациональные уравнения и их системы. Тригонометрические уравнения и их системы. Показательные уравнения, неравенства и их системы. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. Комбинированные уравнения и смешанные системы. Задания с параметром 6 ч Уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства с модулем. Планиметрия 6ч Треугольники. Четырехугольники. Окружность. Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник. Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника. Стереометрия 6 ч Углы и расстояния. Сечения многогранников плоскостью. Площади поверхностей тел. Объемы тел. Структура и содержаниеконтрольно - измери- тельных материалов ЕГЭ 10ч. Учебно-тематический план № п/п 1 Тема раздела Текстовые задачи Количество часов 10 Воспитательный компонент − формировать независимость суждений; − формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; − формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью; − формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения; − формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; − формировать умение формулировать собственное мнение; − развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; воспитывать сознательного отношения к процессу 2 Выражения и преобразования 10 3 Функции и их свойства 8 4 Уравнения, неравенства и их системы 12 - оценивать, сравнивать и использовать при решении практических задач числовые значения реальных величин, конкретные числовые характеристики объектов окружающего мира; - формировать качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения − формировать интерес к учению, к процессу познания, понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения), выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - формировать функциональную грамотность; - формировать понимание функции как важнейшей математической модели для описания процессов и явлений окружающего мира - формировать понимание уравнения как важнейшей математической модели для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций; - воспитание у учащихся логической культуры мышления, строгости и стройности в умозаключениях; 5 Задания с параметром 6 6 Планиметрия 6 7 Стереометрия 6 - уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат, оценивать его правдоподобие в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи. − формировать независимость суждений; − формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; − формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью; − формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения; − формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; − формировать умение формулировать собственное мнение; − развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; воспитывать сознательного отношения к процессу - развитие у обучающихся пространственного воображения и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости; - развитие геометрической интуиции; - формирование абстрактного мышления; - развитие у учащихся грамотной устной и письменной речи; воспитание аккуратности, настойчивости и организованности при построении геометрических чертежей - формировать абстрактное мышление; - развивать у обучающихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического 8 Структура и содержание контрольно - измерительных материалов ЕГЭ 10 ИТОГО 68 изучения свойств геометрических фигур в пространстве; - формировать эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества − формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; − формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; − оперировать понятиями случайной величины, распределения вероятностей случайной величины; − использовать соответствующий математический аппарат для анализа и оценки случайных величин; − формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; − формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; развивать готовность к самообразованию и решению творческих задач, воспитывать культуру поведения на уроке; Календарно-тематическое планирование курса Тема урока №/п 1 Количеств о примечание 1.Текстовые задачи – 10 часов Задачи практического содержания (дроби, 4 проценты, смеси и сплавы) 3 Задачи на работу и движение 2 4 Задачи на анализ практической ситуации 2 5 Задачи на анализ практической ситуации 2 2.Выражения и преобразования – 10 часов 1 Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений 2 Тождественные преобразования логарифми- 2 ческих выражений 3 Преобразования тригонометрических выра- 2 жений 4 Преобразование тригонометрических выра- 2 жений 5 Преобразование выражений 1 3.Функции и их свойства – 8 часа Исследование функций элементарными ме- 2 2 2 тодами 2 Производная, ее геометрический и физиче- 2 ский смысл 3 Исследование функции с помощью производной 2 4 Исследование функции с помощью производной 2 1 4.Уравнения, неравенства и их системы – 12 часов Рациональные уравнения, неравенства и их 2 системы 2 2 Иррациональные уравнения и их системы 3 Тригонометрические уравнения и их систе- 2 мы 4 Показательные уравнения, неравенства и их 2 системы 5 Логарифмические уравнения, неравенства и 2 их системы 6 Комбинированные уравнения и смешанные 2 системы 1 5. Задания с параметром – 6 часа 2 Уравнения и неравенства 2 Уравнения и неравенства 2 3 Уравнения и неравенства с модулем 2 1 6. Планиметрия – 6 часа Треугольники. Четырехугольники. Окруж- 2 ность 2 2 Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник 3 Окружности, описанные около треугольника 2 и четырехугольника 1 7. Стереометрия – 6 часа Углы и расстояния. Сечения многогранни- 2 ков плоскостью 2 Площади поверхностей и объемы тел 2 3 Площади поверхностей и объемы тел 2 8. Структура и содержание контрольно - измерительных материалов ЕГЭ – 10 часов 2 1 Система оценивания. Решение заданий с кратким ответом (I часть) 2 Решение заданий с развернутым ответом (II 2 часть) 3 Решение заданий с развернутым ответом (II 2 часть) 4 Тренировочные варианты ЕГЭ 2021-2022 2 5 Тренировочные варианты ЕГЭ 2021-2022 2