АРП Русский-язык-4-класс

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Азигуловская средняя общеобразовательная школа»«Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено:
на школьном методическом
объединении
Протокол №1 от 27.08.2021 г.

Валиев
Ринат
Марсович

Принято:
на заседании педагогического
совета
Протокол № 1
30.08.2021 г.

Утверждаю:
Директор школы
________/Р.М.Валиев/
Приказ №-86-од
от «30» августа 2021 года

Подписано
цифровой
подписью: Валиев
Ринат Марсович

Рабочая программа
по русскому языку
4 класс
(для обучающихся по адаптированным образовательным программам для
детей с умственной отсталостью)

Составитель:
Семенова С.Г. /1 кв.категория/

2021 г

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в
соответствии c требованиями основных нормативных документов, которыми должен
руководствоваться учитель начальных классов при реализации ФГОС: Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования/Минобрнауки РФ – Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Учебный план ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. №ИР-535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей».
АООП обучающихся с УО.
С Законом «Об образовании в РФ» №273-Ф3;
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от
19.12.2014 №1599).
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана с учетом
особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с
ОВЗ. Реализация данной программы предусмотрена на основе системы УМК: Русский
язык» 4 класс Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, в 2-х частях, Москва, «Просвещение»,
2018г
Целью данной программы является:
- приобретение практических навыков устной и письменной речи; формирование основных орфографических и пунктуационных навыков; воспитание интереса к родному языку.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами
являются:
-Закреплять умение писать буквы
-Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза на основе выделения сходства и
различия в составе слова, определять последовательность звук в слове
-Формировать умение выделять гласные и согласные звуки из слов в начале, середине и
конце.
-Развить написание слов, в состав которых входят звуки сходные в отношении
артикуляции и т.д.
-Формировать умение составлять по заданию предложения, выделять предложения из
речи и текста
- повысить уровень общего речевого развития; формировать нравственные качества.
Система оценки результатов:
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как
отдельных разделов, так и всего предмета русского языка в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного
опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными
контрольными работами (диктант, комбинированное списывание).
Планируемые результаты

Личностные результаты.
Овладение начальными навыками
развивающемся мире.

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить
речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный
языковой материал, давать простейшие объяснения.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
2.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных текстов.
3.
Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать
связи между словами по вопросам.
4.
Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и
дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
5.
Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и
словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (35-40 слов).
Описание места учебного предмета «Русский язык»
Разделы и темы
Повторение.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Повторение
Резерв
Итого

4 класс
9ч
40 ч
31 ч
24 ч
30 ч
2 ч.
136 ч

Содержание программы

Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в
конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной
форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном
порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в
словаре Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на
слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при
письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные
ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких
согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости
согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю,
и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу,
щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце
слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в
тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных
формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого?
чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел,
деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса
школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в
тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что
сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества)
данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов,
обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам,
обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета
и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их
качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);согласование слов,
обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение
находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью
учителя).Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне;
умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Предложение Практическое знакомство
с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением
винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у
кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о
ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление
предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить
его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной
форме (столяр, строгать, доска).Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами
этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких
случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с
последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа
письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:1-я
группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д,
з;4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;5-я группа — э, х, ж, к; письмо заглавных букв:1-я группа — И,
Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;4-я
группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в
соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и
словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв
или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку
предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление
нарушенного порядка слов в предложении.
Устная речь
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному
плану (серии картинок). Повторение пройденного за год.
Тематическое планирование 4 класс

№
п/п

Тема урока

Русский язык
Количество Контро Развитие Дата по
часов
льные
речи
плану
работы

Повторение 9 ч
Предложение. Выражение в
предложении законченной мысли.
Связь слов в предложении.

1

3.

Составление предложений с
употреблением слов в косвенных падежах
по вопросам.

2

4.

Работа над деформированным
предложением.
Дополнение предложений словами.
Р.р. Работа с текстом. Запись рассказа
по плану.
Входной контрольный диктант.

1

8.

Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками.
Звуки и буквы 40 ч

1

9.

Алфавит. Р.р. Составление рассказа
по серии картинок.
Мягкий знак обозначает мягкость
согласного.

2

1.
2.

5.
6.
7.

10.

1

1
1
1

1

1
1

11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.
24.
25.

26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.

Мягкий знак на конце и в середине
слова. Мягкие согласные.
Мягкий знак на конце и в середине
слова. Р.р. Восстановление
деформированного текста.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный ь перед гласными
е,ё,ю,я,и.
Употребление ь в конце и в середине
слова.
Деление на слоги слов с ь. Р.р.
Письменные ответы на вопросы.
Сочетания гласных с шипящими.
гласные после шипящих.

1

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Р.р. Составление рассказа по плану и
данным предложениям.
Диктант по теме «Гласные после
шипящих».
Анализ диктанта, работа над
ошибками.
Парные звонкие и глухие согласные
на конце слова. Проверка написания
путём изменения формы слова и
подбора родственных слов
Парные звонкие и глухие согласные в
середине слова.
Проверка написания парных
согласных в середине слова.
Проверка и написание слов с парными
звонкими и глухими согласными на
конце и в середине слова.
Контрольный диктант за 1 четверть

1
1

Работа над ошибками
Упражнение в написании слов с парными
звонкими и глухими согласными на конце
и в середине слов.
Объяснение написания парных согласных
на конце и в середине слова.

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1
*

1
1

1
1
1

1
1
1

1

1

Р.р Составление текста
поздравительной открытки.
Р.р. Составление рассказа по данному
началу и концу.

1

1

1

1

Ударные гласные. Ударение в слове.

1

Ударные и безударные гласные.
Закрепление.
Правописание безударных гласных.
Правописание безударных гласных.
Р.р. Ответы на вопросы по тексту.

1

Проверка безударных гласных.
Проверка написания слов с
безударной гласной.
Р.р. Восстановление
деформированного текста.
Составление рассказа по картинке.
Диктант по теме «Правописание
безударных гласных».
Анализ работы. Работа над
ошибками.
Непроверяемые безударные гласные.
Непроверяемые безударные гласные.
Закрепление.
Проверяемые
и
непроверяемые
безударные гласные

1
1

43.

Словарный диктант по теме Безударные
гласные

1

44.

Р.р. Восстановление
деформированного текста.
Р.р. Описание котёнка.
Слово 31 ч
Слова, отвечающие на вопросы кто?
Что? Изменение слов, обозначающих
предметы.
Изменение окончаний слов,
обозначающих предметы.
Слова, обозначающие названия
действий.
Слова, обозначающие действия
предметов.

1

1

1

1

50.

Контрольный диктант по теме
«Предложение»

1

51.

Слова, обозначающие названия
предметов и их действий. Р.р.
Описание квартиры.
Слова, обозначающие названия
признаков.
Слова, обозначающие названия
признаков отвечают на вопросы
какой? Какая? Какие? Какой?.

1

33.
34.
35.

36.
37.
38.

39.

40.
41.
42.

45.
46.

47.
48.
49.

52.
53.

1
1

1

2

2

1

*
1

1
2
1
*

1

1
1
2

1
1

*
1

54.
55.

56.

57.

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.

Изменение
слов,
обозначающих
признаки предметов.
Слова, обозначающие названия
признаков предметов. Подбираем
признаки родному краю.
Контрольный диктант по теме Слова,
обозначающие предметы, признаки,
действия

1

Общее понятие об именах
собственных. Имена собственные
пишутся с большой буквы.
Употребление заглавной буквы при
написании имён собственных.
Закрепление изученного об именах
собственных. Р.р. Адрес на конверте.
Раздельное написание предлогов со
словами.
Упражнения в раздельном написании
предлогов со словами.
Урок-игра. Закрепление изученного о
предлогах.
Диктант по теме ««Имена
собственные. Предлоги».
Понятие о разделительном ъ.
Упражнение в написании слов с
разделительным ъ.
Упражнение в написании слов с
разделительным ъ.
Понятие о родственных словах.
Общая часть родственных слов –
корень.
Единообразное написание корня в
однокоренных словах.
Подбор однокоренных слов.
Нахождение в словах корня, подбор
родственных слов.
Р.р. составление рассказа по серии
картинок, началу и опорным словам.
Закрепление знаний о родственных
словах.
Диктант по теме «Родственные
слова».
Работа над ошибками.

1

Предложение 24 ч

1

1

1

1
1

1

1
1
1
1

*

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

*

76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.

Предложение как единица речи.
Деление текста на предложения.
Упражнение в составлении и записи
предложений.
Предложение выражает законченную
мысль.
Контрольный диктант по теме
Предложение
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Закрепление.
Закрепление изученного о
предложении.
Знаки препинания в конце
предложения.
Вопросительный знак в конце
предложения. Закрепление.
Знаки препинания в конце
предложения. Р.р.Письмо маме.
Знаки препинания в конце
предложения.
Диктант по теме «Знаки препинания»
Работа над ошибками
Название действия – сказуемые.
Сказуемые – главный член
предложения.
Подлежащее – главный член
предложения.
Подлежащее и сказуемое – главные
члены предложения.
Закрепление знаний о главных словах
в предложении.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

95.

Главные и второстепенные слова в
предложении.
Р.р. Составление текста по вопросам и
опорным словам.
Диктант по теме «Главные и
второстепенные члены предложения».
Работа над ошибками

2

98.

99.

Повторение 30 ч
Р.р. работа с деформированным
предложением. Родственные слова.

*

1

Второстепенные члены предложения

97.

1

1

94

96.

*

1
1

1
*

1

3

1

Правописание безударных гласных.
Непроверяемые безударные гласные.
Парные звонкие и глухие согласные.
Закрепление изученного о безударных
гласных, звонких и глухих согласных.
104. Контрольная диктант за год.
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками.
105. Главные и второстепенные члены
предложения.
106. Закрепление знаний о главных и
второстепенных членах предложения.
107. Дополнение предложений
второстепенными словами.
108. Р.р. Письменные ответы на вопросы.
Весенние цветы родного края
109. Знаки препинания в конце
предложения.
110. Р.р. Описание весны по плану.
111. Обобщающий урок-игра
112. Резерв
Итого:
100.
101.
102.
103.

3
3
3
3
2

*
1

2
2
2
2

1

3
1
1
2
136ч

Лист коррекции рабочей программы
№
п/п

Тема

Кол-во
часов по
рабочей
программе

Кол-во
часов по
корректиров
ке

Причины корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».