Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Азигуловская средняя общеобразовательная школа»«Нижнебардымская основная общеобразовательная школа» Рассмотрено: на школьном методическом объединении Протокол №1 от 27.08.2021 г. Валиев Ринат Марсович Принято: на заседании педагогического совета Протокол № 1 30.08.2021 г. Утверждаю: Директор школы ________/Р.М.Валиев/ Приказ №-86-од от «30» августа 2021 года Подписано цифровой подписью: Валиев Ринат Марсович Рабочая программа по русскому языку 4 класс (для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью) Составитель: Семенова С.Г. /1 кв.категория/ 2021 г Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии c требованиями основных нормативных документов, которыми должен руководствоваться учитель начальных классов при реализации ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Минобрнауки РФ – Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). Учебный план ОГБОУ Центр ППМС «Развитие». Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». АООП обучающихся с УО. С Законом «Об образовании в РФ» №273-Ф3; ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599). Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Реализация данной программы предусмотрена на основе системы УМК: Русский язык» 4 класс Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2018г Целью данной программы является: - приобретение практических навыков устной и письменной речи; формирование основных орфографических и пунктуационных навыков; воспитание интереса к родному языку. С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются: -Закреплять умение писать буквы -Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза на основе выделения сходства и различия в составе слова, определять последовательность звук в слове -Формировать умение выделять гласные и согласные звуки из слов в начале, середине и конце. -Развить написание слов, в состав которых входят звуки сходные в отношении артикуляции и т.д. -Формировать умение составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста - повысить уровень общего речевого развития; формировать нравственные качества. Система оценки результатов: Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего предмета русского языка в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными работами (диктант, комбинированное списывание). Планируемые результаты Личностные результаты. Овладение начальными навыками развивающемся мире. адаптации в динамично изменяющемся и Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Предметные результаты Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. 3. Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам. 4. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове). 5. Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (35-40 слов). Описание места учебного предмета «Русский язык» Разделы и темы Повторение. Звуки и буквы. Слово. Предложение. Повторение Резерв Итого 4 класс 9ч 40 ч 31 ч 24 ч 30 ч 2 ч. 136 ч Содержание программы Повторение Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. Звуки и буквы Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). Слово Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Предложение Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. Связная письменная речь Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. Письмо и чистописание Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;5-я группа — э, х, ж, к; письмо заглавных букв:1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Устная речь Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год. Тематическое планирование 4 класс № п/п Тема урока Русский язык Количество Контро Развитие Дата по часов льные речи плану работы Повторение 9 ч Предложение. Выражение в предложении законченной мысли. Связь слов в предложении. 1 3. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам. 2 4. Работа над деформированным предложением. Дополнение предложений словами. Р.р. Работа с текстом. Запись рассказа по плану. Входной контрольный диктант. 1 8. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Звуки и буквы 40 ч 1 9. Алфавит. Р.р. Составление рассказа по серии картинок. Мягкий знак обозначает мягкость согласного. 2 1. 2. 5. 6. 7. 10. 1 1 1 1 1 1 1 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Мягкий знак на конце и в середине слова. Мягкие согласные. Мягкий знак на конце и в середине слова. Р.р. Восстановление деформированного текста. Разделительный мягкий знак. Разделительный ь перед гласными е,ё,ю,я,и. Употребление ь в конце и в середине слова. Деление на слоги слов с ь. Р.р. Письменные ответы на вопросы. Сочетания гласных с шипящими. гласные после шипящих. 1 Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Р.р. Составление рассказа по плану и данным предложениям. Диктант по теме «Гласные после шипящих». Анализ диктанта, работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора родственных слов Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. Проверка написания парных согласных в середине слова. Проверка и написание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова. Контрольный диктант за 1 четверть 1 1 Работа над ошибками Упражнение в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слов. Объяснение написания парных согласных на конце и в середине слова. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Р.р Составление текста поздравительной открытки. Р.р. Составление рассказа по данному началу и концу. 1 1 1 1 Ударные гласные. Ударение в слове. 1 Ударные и безударные гласные. Закрепление. Правописание безударных гласных. Правописание безударных гласных. Р.р. Ответы на вопросы по тексту. 1 Проверка безударных гласных. Проверка написания слов с безударной гласной. Р.р. Восстановление деформированного текста. Составление рассказа по картинке. Диктант по теме «Правописание безударных гласных». Анализ работы. Работа над ошибками. Непроверяемые безударные гласные. Непроверяемые безударные гласные. Закрепление. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные 1 1 43. Словарный диктант по теме Безударные гласные 1 44. Р.р. Восстановление деформированного текста. Р.р. Описание котёнка. Слово 31 ч Слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Изменение слов, обозначающих предметы. Изменение окончаний слов, обозначающих предметы. Слова, обозначающие названия действий. Слова, обозначающие действия предметов. 1 1 1 1 50. Контрольный диктант по теме «Предложение» 1 51. Слова, обозначающие названия предметов и их действий. Р.р. Описание квартиры. Слова, обозначающие названия признаков. Слова, обозначающие названия признаков отвечают на вопросы какой? Какая? Какие? Какой?. 1 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 45. 46. 47. 48. 49. 52. 53. 1 1 1 2 2 1 * 1 1 2 1 * 1 1 1 2 1 1 * 1 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. Изменение слов, обозначающих признаки предметов. Слова, обозначающие названия признаков предметов. Подбираем признаки родному краю. Контрольный диктант по теме Слова, обозначающие предметы, признаки, действия 1 Общее понятие об именах собственных. Имена собственные пишутся с большой буквы. Употребление заглавной буквы при написании имён собственных. Закрепление изученного об именах собственных. Р.р. Адрес на конверте. Раздельное написание предлогов со словами. Упражнения в раздельном написании предлогов со словами. Урок-игра. Закрепление изученного о предлогах. Диктант по теме ««Имена собственные. Предлоги». Понятие о разделительном ъ. Упражнение в написании слов с разделительным ъ. Упражнение в написании слов с разделительным ъ. Понятие о родственных словах. Общая часть родственных слов – корень. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Подбор однокоренных слов. Нахождение в словах корня, подбор родственных слов. Р.р. составление рассказа по серии картинок, началу и опорным словам. Закрепление знаний о родственных словах. Диктант по теме «Родственные слова». Работа над ошибками. 1 Предложение 24 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 * 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. Предложение как единица речи. Деление текста на предложения. Упражнение в составлении и записи предложений. Предложение выражает законченную мысль. Контрольный диктант по теме Предложение Связь слов в предложении. Связь слов в предложении. Закрепление. Закрепление изученного о предложении. Знаки препинания в конце предложения. Вопросительный знак в конце предложения. Закрепление. Знаки препинания в конце предложения. Р.р.Письмо маме. Знаки препинания в конце предложения. Диктант по теме «Знаки препинания» Работа над ошибками Название действия – сказуемые. Сказуемые – главный член предложения. Подлежащее – главный член предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Закрепление знаний о главных словах в предложении. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 95. Главные и второстепенные слова в предложении. Р.р. Составление текста по вопросам и опорным словам. Диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Работа над ошибками 2 98. 99. Повторение 30 ч Р.р. работа с деформированным предложением. Родственные слова. * 1 Второстепенные члены предложения 97. 1 1 94 96. * 1 1 1 * 1 3 1 Правописание безударных гласных. Непроверяемые безударные гласные. Парные звонкие и глухие согласные. Закрепление изученного о безударных гласных, звонких и глухих согласных. 104. Контрольная диктант за год. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 105. Главные и второстепенные члены предложения. 106. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения. 107. Дополнение предложений второстепенными словами. 108. Р.р. Письменные ответы на вопросы. Весенние цветы родного края 109. Знаки препинания в конце предложения. 110. Р.р. Описание весны по плану. 111. Обобщающий урок-игра 112. Резерв Итого: 100. 101. 102. 103. 3 3 3 3 2 * 1 2 2 2 2 1 3 1 1 2 136ч Лист коррекции рабочей программы № п/п Тема Кол-во часов по рабочей программе Кол-во часов по корректиров ке Причины корректировки