Рабочая программа учебного предмета Родной татарский язык 5-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МАОУ «Азигуловская СОШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (татарский) язык»
для обучающихся 5-9 классов

Азигулово, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Учебный предмет «Родной (татарский) язык» входит в предметную
область «Родной язык и родная литература» учебного плана
образовательных организаций основного общего образования.
Учебный предмет «Родной (татарский) язык» является одним из
основных элементов образовательной системы основного общего
образования, формирующим компетенции в сфере татарской языковой
культуры. Его включенность в общую систему обеспечивается
содержательными связями с другими учебными предметами
гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родная
(татарская) литература».
Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на
татарском языке имеют патриотическую, гражданственную,
морально-этическую воспитательную направленность, вносят свой
вклад в приобщение школьников к национальной культуре. Все это в
конечном итоге обеспечивает формирование личностных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Кроме того, системно-деятельностный подход выдвигает требование
обеспечения преемственности курсов татарского языка основной и
начальной школы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Целью изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»
является развитие у обучающихся культуры владения родным
(татарским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами татарского литературного языка, правилами
татарского речевого этикета; обеспечение формирования российской
гражданской идентичности обучающихся, сохранения и развития
языкового наследия, освоения духовных ценностей и культуры
многонационального народа Российской Федерации.

Задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»:
— овладение знаниями о татарском языке, его устройстве и
функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах
татарского литературного языка и речевого этикета; обогащение
словарного запаса и увеличение объема используемых
грамматических средств;
— развитие у обучающихся коммуникативных умений в
четырех основных видах речевой деятельности: говорении,
слушании, чтении, письме;
— приобщение к культурному наследию татарского народа,
формирование умения представлять свою республику, ее культуру в
условиях межкультурного общения;
— уважительное отношение к языковому наследию народов,
проживающих в Российской Федерации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родной язык» входит в
предметную область
«Родной язык и родная литература» и является обязательным для
изучения.
На изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык»
отводится 1 час в неделю во всех классах основного общего
образования, по 34 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Речевая деятельность и культура речи
Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь.
Работа с текстом.
Фонетика, графика
Закон сингармонизма.

Согласные

звуки.

Гласные

Ударение. Интонация. Фонетический анализ. Органы речи.

звуки.

Слог.

Орфоэпия
Понятие об орфоэпии татарского языка.
Лексикология
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Заимствованные
Фразеологизмы.
Морфемика
словообразование
Корень слова.
Аффиксы. Основа.

слова.

и

Морфология
Части речи. Имя существительное.
Имя прилагательное.
Местоимение. Имя числительное. Глагол. Категория времени.
Глаголы настоящего времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы
будущего времени. Послелоги и послеложные слова. Частицы. Союзы.
Синтаксис
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
Распространенное и нераспространенное предложение.
6 КЛАСС
Речевая

деятельность

и

Культура речи Работа с текстом.
Фонетика
Система гласных звуков. Изменения в системе гласных звуков
татарского языка. Система согласных звуков.
Орфография
Правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков.
Правописание букв ъ и ь.
Лексикология
Заимствования в татарском языке. Синонимы, антонимы. Лексический
анализ слова.

Морфемика и
словообразован
ие
Корень
слова.
Однокоренные слова.
Морфология
Склонение существительных с окончанием принадлежности.
Местоимение. Спрягаемые личные формы глагола. Изъявительное
наклонение. Повелительное наклонение глагола. Желательное
наклонение глагола. Условное наклонение глагола.
Служебные части речи. Союзы. Союзные слова. Послелоги и
послеложные слова.
Частицы. Звукоподражательные слова. Междометия. Модальные слова.
Морфологический анализ частей речи.
Синтаксис. Пунктуация
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Второстепенные члены предложения. Предложения с однородными
членами.
Предложения с обращениями и вводными словами. Знаки препинания в
простом предложении. Синтаксический анализ простого предложения.
7 КЛАСС
Речевая деятельность и культура речи
Татарский язык и его место среди других языков.
Эссе «Родной язык». Работа с текстом.
Фонетика
Гласные звуки в татарском и русском языках. Аккомодация. Согласные
звуки в татарском и русском языках. Ударение.
Орфография
Орфографический словарь татарского языка.
Лексикология
Основные способы

толкования

лексического

значения

слова.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения
слова.

Морфология
Местоимения. Неспрягаемые неличные формы глагола. Отрицательная
форма деепричастий. Наречие и его виды. Морфологический анализ
наречия.
Синтаксис. Пунктуация
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог.
Преобразование прямой речи в косвенную речь. Понятие о сложных
предложениях.
Сложносочиненное
предложение.
Союзное
сложносочиненное предложение. Бессоюзное сложносочиненное
предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

8 КЛАСС
Речевая деятельность и культура речи
Особенности употребления фразеологизмов в речи. Работа с
текстом.
Орфоэпия
Нарушение орфоэпических норм. Особенности словесного ударения в
татарском языке.
Орфография
Сложные случаи

орфографии.

Присоединение

окончаний

к

заимствованиям. Морфология
Имя
прилагательное. Субстантивация прилагательных. Изменение
имен прилагательных по падежам. Спрягаемые и неспрягаемые
формы глагола. Инфинитив. Причастие. Деепричастие. Служебные части
речи. Послелоги. Союзы.
Модальные части речи.
Синтаксис. Пунктуация
Виды
сложных
предложений:
сложносочиненные
и
сложноподчиненные предложения. Главная и придаточная часть
сложноподчиненного предложения. Синтетическое сложноподчиненное
предложение.
Синтетические
средства
связи.
Аналитическое
сложноподчиненное предложение.

Аналитические средства связи. Придаточные подлежащные
предложения. Придаточные сказуемные предложения. Придаточные
дополнительные предложения. Придаточные определительные
предложения. Придаточные предложения времени. Придаточные
предложения места. Придаточные предложения образа действия.
Придаточные предложения меры и степени. Придаточные
предложения
цели.
Придаточные
предложения
причины.
Придаточные условные предложения. Придаточные уступительные
предложения.
9 КЛАСС
Речевая

деятельность

и

культура речи Работа с текстом.
Стили речи и их особенности.
Фонетика (повторение изученного материала в 5–8 классах)
Гласные и согласные звуки. Изменения в системе гласных
звуков татарского языка. Изменения в системе согласных звуков
татарского языка. Позиционные изменения звуков. Добавление
звуков. Лексикология
Диалектизмы. Профессионализмы. Устаревшие слова. Лексический
анализ слова. Неологизмы.
Морфемика и словообразование
Способы словообразования в татарском языке.
Морфология (повторение изученного материала в 5–8 классах)
Самостоятельные части речи. Имя существительное. Категория падежа.
Категория принадлежности. Склонение существительных с окончанием
принадлежности по падежам. Имя прилагательное.
Степени сравнения прилагательных. Местоимение. Имя числительное.
Разряды числительных. Звукоподражательные слова. Вспомогательные
глаголы.
Предикативные слова.
Синтаксис (повторение)
Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.
Виды
сложноподчиненных
предложений.
Сложноподчиненные
предложения в татарском и русском языках.

Стилистика
Синтаксические синонимы. Синонимия словосочетаний. Синонимия
предложений.
Научный

стиль.

Официально-деловой

стиль.

Разговорный

стиль.

Художественный стиль. Публицистический стиль.
Виды речевой деятельности Слушание
Восприятие на слух текста, объемного произведения. Восприятие на
слух и понимание основного содержания аудио- и видеотекстов.
Понимание

содержания

прослушанных

текстов

различных

функционально-смысловых типов речи. Понимание текста как речевого
произведения, выявление его

структуры, особенностей

абзацного

членения.
Говорение
Совершенствование
интонационных
умений
обучающихся
–
разграничение эмоциональной и смысловой интонации. Участие в
диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы.
Владение различными видами монолога (повествование,
описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию,
обмен мнениями, установление и регулирование межличностных
отношений). Краткое высказывание в соответствии с
предложенной ситуацией общения.
Свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и
письменной форме с соблюдением норм построения текста
(логичность, последовательность, соответствие теме, связность).
Умение давать развернутые ответы на вопросы. Составление
собственных текстов, использование при составлении текстов
образцов, ключевых слов, вопросов или плана. Составление вопросов
по содержанию текста и умение отвечать на них.
Подробный и сжатый пересказ содержания прочитанных текстов.
Передача содержания текста с изменением лица рассказчика.
Определение типа текста
(повествование, описание, рассуждение) и создание собственного текста
заданного типа.

Краткое изложение на татарском языке результатов выполненной
проектной работы.
Чтение
Правильное беглое, осознанное и выразительное чтение текстов на
татарском языке. Чтение текстов разных стилей и жанров, владение
разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым).
Чтение и нахождение нужной информации в текстах.
Работа с книгой, статьями из газет и журналов, интернет-ресурсами.
Определение темы и основной мысли текста.
Письмо
Письменное выполнениеязыковых (фонетических, лексических и
грамматических) упражнений. Свободное, правильное изложение своих
мыслей в письменной форме с соблюдением норм построения текста
(логичность, последовательность, соответствие теме, связность).
Составление плана прочитанного текста с целью дальнейшего
воспроизведения содержания текста. Написание собственных текстов
по заданной теме. Написание текстов с опорой на картину. Краткие
выписки из текста для использования их в собственных высказываниях.
Извлечение информации из различных источников, свободное
пользование лингвистическими словарями, справочной литературой;
осуществление информационной переработки текстов (создание
тезисов, конспектов, рефератов, рецензий).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» у
обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты: гражданско-патриотического воспитания:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его

прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
– активное участие в жизни семьи, образовательной организации,

местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении
с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных

на татарском
дискриминации;
– понимание

языке;

неприятие

любых

форм

экстремизма,

роли различных социальных институтов в жизни

человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в
том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на татарском языке;
– готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к

взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении;
– готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,

нуждающимся в ней; волонтерство); патриотического воспитания:
– осознание российской гражданской идентичности в поликультурном

и многоконфессиональном обществе, понимание роли татарского языка в
ряду других родных языков народов Российской Федерации;
– проявление интереса к познанию татарского языка, к истории и

культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Родной (татарский) язык»;
– ценностное отношение к татарскому языку, к достижениям своей

Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отраженным в художественных
произведениях;
– уважение

к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
– ориентация

на моральные
нравственного выбора;

ценности

и

нормы

в

ситуациях

– готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и

поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;

– активное неприятие асоциальных поступков;
– свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и

общественного пространства;
эстетического воспитания:
– восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
– понимание

эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
– осознание важности татарского языка как средства коммуникации и

самовыражения;
– понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли

этнических культурных традиций и народного творчества;
– стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
– ответственное отношение к своему здоровью и установка на

здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
– осознание

последствий
и
неприятие
вредных
привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;
– соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного

поведения

в

интернет-среде

в

процессе

школьного

языкового

образования;
– способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся

социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
– умение принимать себя и других не осуждая;
– умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное

состояние других, использовать адекватные языковые средства для

выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на татарском языке;
– сформированность навыков рефлексии, признание своего права на

ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
– установка на активное участие в решении практических задач (в

рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
– интерес к практическому изучению профессий и труда различного

рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания
и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
– осознанный

выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
– умение рассказать о своих планах на будущее; экологического

воспитания:
– ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
– умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические

проблемы;
– повышение уровня экологической культуры, осознание глобального

характера экологических проблем и путей их решения;
– активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,

в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
– активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
– осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях

взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
– готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности; ценности научного познания:

– ориентация в деятельности на современную систему научных

представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой; закономерностях развития языка;
– овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как

средства познания мира;
– овладение основными навыками исследовательской деятельности с

учетом специфики школьного языкового образования;
– установка

на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
личностные результаты, обеспечивающие адаптациюобучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
– способность

обучающихся к взаимодействию
неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

в

условиях

– способность действовать в условиях неопределенности, повышать

уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
– навык выявления и связывания образов, способность формировать

новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
– умение

оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики,
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
– способность

осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный,

речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер;
– оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения

и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» в 5-9
классах

обучающийся

овладеет

универсальными

учебными

познавательными действиями: базовые логические действия:
– выявлять

и характеризовать существенные признаки языковых
единиц, языковых явлений и процессов;
– устанавливать

существенный признак классификации языковых
единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по
существенному признаку;
– выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,

данных и наблюдениях;
– предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и

противоречий;
– выявлять

дефицит информации,
поставленной учебной задачи;

необходимой

для

решения

– выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых

процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
– самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе

с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая
варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом
самостоятельно
выделенных
критериев;
базовые
исследовательские действия:
– использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;

– формулировать

вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
– формировать гипотезу об истинности собственных суждений и

суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
– составлять алгоритм действий и использовать его для решения

учебных задач;
– проводить по

исследование

по

самостоятельно составленному плану небольшое
установлению

особенностей

языковых

единиц,

процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
– оценивать

на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам

проведенного наблюдения, исследования;
– владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и

обобщений;
– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и

отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
– выбирать,

анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
– использовать различные виды аудирования и чтения для оценки

текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в
нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения
учебных задач;
– использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и

систематизации информации из одного или нескольких источников с
учетом поставленных целей;

– находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие

одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
– самостоятельно

выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
– оценивать надежность информации по критериям, предложенным

учителем или сформулированным самостоятельно;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.

В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» в 5-9
классах обучающийся овладеет универсальными учебными учебными
коммуникативными действиями: общение:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение

социальных знаков;
– знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать

конфликты, вести переговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к

собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
– в

ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников

диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
– публично представлять результаты проведенного языкового анализа,

выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
– самостоятельно

выбирать формат выступления с учетом цели

презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять

устные

и

письменные

тексты

с

иллюстративного материала; совместная деятельность:

использованием

– понимать

и

использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать
необходимость
применения
групповых
форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать

и выполнять действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;
– планировать организацию совместной работы, определять свою роль

(с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и иные);
– выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по

своему направлению и координировать свои действия с действиями
других членов команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена

команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» в 5-9
классах

обучающийся

овладеет

универсальными

учебными

регулятивными действиями: самоорганизация:
– выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
– ориентироваться

в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения
группой);
– самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),

выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
– самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые

коррективы в ходе его реализации;

– делать выбор и брать ответственность за решение; самоконтроль:
– владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),

самомотивации и рефлексии;
– давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее

изменения;
– предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении

учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
– объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности;
– понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать

их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать
собственную речь с учетом целей и условий общения;
– оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

эмоциональный интеллект:
– развивать способность управлять
эмоциями других;

собственными

эмоциями

и

– выявлять и анализировать причины эмоций;
– понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую

ситуацию;
– регулировать способ выражения собственных эмоций; принятие

себя и других:
– осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
– признавать свое и чужое право на ошибку;
– принимать себя и других не осуждая;
– проявлять открытость;
– осознавать невозможность контролировать все вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» в 5-9 классах
обеспечивает:
- совершенствование видов речевой деятельности (слушание, чтения,

говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;

- понимание

определяющей роли татарского языка в развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе
образования и самообразования;
- использование

коммуникативно-эстетических

возможностей

татарского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о татарском языке;

осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий татарского
языка;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова

(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение

активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на татарском языке адекватно
ситуации и стилю общения;
- овладение

основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии татарского языка, основными нормами татарского языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование

ответственности
общечеловеческую ценность.

за

языковую

культуру

как

5 КЛАСС
Обучающийся научится:
– владеть различными видами монолога (повествование, описание,

рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
– формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
– составлять

собственные тексты, пользуясь материалом урока,
образцом, ключевыми словами, вопросами или планом;

– понимать

содержание прослушанных и прочитанных текстов

различных функционально- смысловых типов речи;
– правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на

татарском языке;
– читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами

чтения
(изучающим, ознакомительным, просмотровым);
– письменно

выполнятьязыковые
грамматические) упражнения;

(фонетические,

лексические

и

– владеть видами устной и письменной речи;
– различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: диалог

и монолог;
– определять значение закона сингармонизма, различать небную и

губную гармонию;
– применять правила правописания букв, обозначающих сочетание

двух звуков: е, ѐ, ю, я;
– различать ударный слог, логическое ударение;
– правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией

знак препинания;
– правильно произносить звуки и сочетания звуков, ставить ударения в

словах в соответствии
литературного языка;

с

нормами

современного

татарского

– проводить фонетический анализ слова;
– использовать алфавит при работе со словарями, справочниками,

каталогами;
– определять лексическое значение слова с помощью словаря;
– использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы (лексические

омонимы, омофоны, омографы, омоформы);
– распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;
– различать арабско-персидские, европейские, русские заимствования;
– выделять корень, аффикс, основу в словах разных частей речи;
– различать формообразующие и словообразующие аффиксы;
– проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

– различать части речи: самостоятельные и служебные;
– определять

общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени существительного,
объяснять его роль в речи;
– определять

категорию
существительных;

падежа

и

принадлежности

в

именах

– определять

общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять
его роль в речи;
– образовывать

сравнительную,
степень имен прилагательных;

превосходную,

уменьшительную

общее грамматическое значение,
признаки и синтаксические функции местоимения;

морфологические

– определять

– склонять личные местоимения по падежам;
– распознавать указательные местоимения;
– определять

общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции количественных, порядковых
числительных;
– определять

общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции глагола в изъявительном
наклонении, объяснять его роль в речи;
– образовывать временные формы глагола;
– различать

спряжение
глаголов
настоящего,
прошедшего
(определенного и неопределенного) и будущего (определенного и
неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах;
– проводить морфологический анализ изученных частей речи;
– различать послелоги и послеложные слова;
– употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;
– распознавать частицы;
– распознавать союзы;
– находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
– различать главные и второстепенные члены предложения;
– распознавать распространенные и нераспространенные предложения;
– определять орфографические ошибки и исправлять их;

– соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового

общения;
– соблюдать

интонацию, осуществлять адекватный выбор
организацию языковых средств, и самоконтроль своей речи.

и

6 КЛАСС
Обучающийся научится:
– участвовать в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы;
– подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов;
– воспринимать на слух и понимать основное содержание аудиотекстов

и видеотекстов;
– читать и находить нужную информацию в текстах;
– определять тему и основную мысль текста;
– корректировать заданные тексты с учетом правильности, богатства и

выразительности письменной речи;
– писать тексты с опорой на картину, произведение искусства;
– cоставлять

план прочитанного текста с целью дальнейшего
воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
– различать

гласные переднего и заднего ряда; огубленные и

неогубленные;
– давать полную характеристику гласным звукам;
– определять комбинаторные и позиционные изменения гласных (в

рамках изученного);
– распознавать виды гармонии гласных;
– правильно употреблять звук [ʼ] (гамза);
– определять качественные характеристики согласных звуков;
– различать звуки [w], [в], [ф], обозначаемые на письме буквой в;
– определять

правописание букв, обозначающих сочетание двух
звуков; букв ъ и ь;
– использовать словарь синонимов и антонимов;
– проводить лексический анализ слова;
– образовывать однокоренные слова;

– склонять

существительные с окончанием принадлежности по

падежам;
– распознавать

личные,
притяжательные местоимения;

указательные,

вопросительные,

– распознавать разряды числительных (количественные, порядковые,

собирательные, приблизительные, разделительные);
– распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное,

повелительное, условное и желательное наклонение);
– определять общее значение, употребление в речи повелительного,

условного наклонений глагола;
– употреблять

в речи звукоподражательные слова, междометия,
модальные слова и частицы;
– определять односоставные предложения с главным членом в форме

подлежащего;
– находить и самостоятельно составлять предложения с однородными

членами;
– находить

второстепенные
дополнение, обстоятельство);

члены

предложения

(определение,

– находить вводные слова, обращения, правильно употреблять их в

речи;
– проводить синтаксический анализ простого предложения;
– ставить знаки препинания в простом предложении;
– соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы татарского литературного языка.
7 КЛАСС
Обучающийся научится:
– передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
– понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру,

особенности абзацного членения;
– давать развернутые ответы на вопросы;
– делать сопоставительный анализ гласных звуков татарского и русского

языков;
– выявлять аккомодацию;

– делать сопоставительный анализ согласных звуков татарского и

русского языков;
– правильно ставить ударение в заимствованных словах;
– работать с толковым словарем татарского языка;
– распознавать неопределенные, определительные и отрицательные

местоимения;
– определять неспрягаемые формы глагола (инфинитив, имя действия,

причастие, деепричастие);
– распознавать наречия, разряды наречий (наречия образа действия,

меры и степени, сравнения, места, времени, цели),
– выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;
– применять способы передачи чужой речи;
– распознавать прямую и косвенную речь;
– формулировать предложения с прямой речью;
– преобразовывать прямую речь в косвенную речь;
– определять признаки сложного предложения;
– различать и правильно строить простое и сложное предложение с

сочинительными союзами.
8 КЛАСС
Обучающийся научится:
– кратко высказываться в соответствии с предложенной ситуацией

общения;
– определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и

создавать собственные тексты заданного типа;
– составлять собственные тексты по заданным заглавиям;
– делать

краткие выписки из текста для использования их в
собственных высказываниях;
– использовать

орфоэпический словарь татарского
определении правильного произношения слов;
– присоединять окончания к заимствованиям;
– определять случаи субстантивации прилагательных;
– изменять имена прилагательные по падежам;

языка

при

– различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения;
– выделять

главную и придаточную части сложноподчиненного

предложения;
– определять

синтетическое
синтетические средства связи;
– распознавать

аналитическое
аналитические средства связи;

сложноподчиненное

предложение,

сложноподчиненное

предложение,

– выявлять виды сложноподчиненных предложений (подлежащные,

сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа
действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные);
– ставить

знаки
препинания
сложноподчиненных предложениях;

в

сложносочиненных

и

– применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении

различных видов языкового анализа и в речевой практике;
– представлять родную страну и культуру на татарском языке;
– понимать

особенности
разговорной речи.

использования

мимики

и

жестов

в

9 КЛАСС
Обучающийся научится:
– кратко излагать результаты выполненной проектной работы на

татарском языке;
– извлекать

информацию из различных источников, свободно
пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
осуществлять информационную обработку текстов (создавать тезисы,
конспект, реферат, рецензию);
– работать с книгой, статьями из газет и журналов, интернет-

ресурсами;
– использовать в речи диалектизмы;
– определять профессиональную лексику;
– выявлять устаревшие слова;
– распознавать неологизмы;
– различать способы словообразования в татарском языке (корневые,

производные, составные, парные слова);

– определять значение и употребление в речи вспомогательных

глаголов;
– распознавать предикативные слова;
– выявлять синтаксические синонимы;
– определять роль синтаксических синонимов в развитии культуры

речи и совершенствовании стиля;
– понимать синонимию словосочетаний и предложений;
– определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный,

художественный, публицистический);
– сопоставлять

сложноподчиненные

предложения

русского языков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

татарского

и

Итого по разделу

3

Раздел 2. «Мин» («Я»)
2.1.

Фонетика, графика

8

0

1

http://tatar.co
m.ru

2.2.

Орфоэпия

1

0

0

http://tatar.co
m.ru

Итого по разделу

9

Раздел 3. «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
3.1.

Лексикология

5

0

0

http://tatar.co
m.ru

3.2.

Морфемика и словообразование

3

0

0

http://tatar.co
m.ru

0

1

http://tatar.co
m.ru

Итого по разделу

8

Раздел 4. «Туган җирем» («Моя Родина»)
4.1.

Морфология

Итого по разделу

10

10

Раздел 5. «Татар дөньясы» («Мир татарского народа»)
5.1.

Синтаксис

2

0

1

http://tatar.co
m.ru

5.2.

Пунктуация

2

1

0

http://tatar.co
m.ru

2

3

Итого по разделу
ОБЩЕЕ

4

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

ПО 34

ПРОГРАММЕ

6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы
всего

контрольные
работы

практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи
1.1. Сочинение по картине

1

0

1

http://tatar.com.ru

1.2. Работа с текстом

1

0

0

http://tatar.com.ru

Итого по разделу

2

Раздел 2. «Мин» («Я»)
2.1. Фонетика

3

0

0

http://tatar.com.ru

2.2. Орфография

3

0

0

http://tatar.com.ru

Итого по разделу

6

Раздел 3. «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
3.1. Лексикология

4

0

0

http://tatar.com.ru

3.2. Морфемика и
словообразование

3

1

0

http://tatar.com.ru

Итого по разделу

7

0

2

http://tatar.com.ru

Раздел 4. «Туган җирем» («Моя Родина»)
4.1. Морфология

13

Итого по разделу

13

Раздел 5. «Татар дөньясы» («Мир татарского народа»)

5.1. Синтаксис

5

0

0

http://tatar.com.ru

5.2. Пунктуация

1

1

0

http://tatar.com.ru

Итого по разделу

6
2

3

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

7 КЛАСС
№ Наименование
п/п программы

разделов

и

тем
Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Электро
нные
(цифров
ые)
образова
тельные
ресурсы

Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи
1.1. Татарский язык и его место
среди других языков. Эссе
«Родной язык»

2

0

1

http://tat
ar.com.r
u

1.2. Работа с текстом

1

0

0

http://tat
ar.com.r
u

Итого по разделу

3

Раздел 2. «Мин» («Я»)
2.1. Фонетика

4

0

0
http://tat
ar.com.r u

2.2. Орфография

2

0

1
http://tat
ar.com.r u

Итого по разделу

6

Раздел 3. «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
3.1. Лексикология

5

1

0
http://tat
ar.com.r u

Итого по разделу

5

Раздел 4. «Туган җирем» («Моя Родина»)
4.1. Морфология

10

Итого по разделу

10

0

2

1

0

http://tat
ar.com.r u

Раздел 5. «Татар дөньясы» («Мир татарского народа»)
5.1. Синтаксис

7

http://tat
ar.com.r u
5.2. Пунктуация

3

Итого по разделу

10

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

34
ПО

ЧАСОВ

0

0

2

4

http://tat
ar.com.r u

8 КЛАСС

№
п/п

Наименование
разделов
и
программы

тем

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи
1.1
.

Особенности
употребления
фразеологизмов в речи

1

0

0

http://tatar.com.ru

1.2
.

Работа с текстом

1

0

0

http://tatar.com.ru

Итого по разделу
Раздел 2. «Мин» («Я»)

2

2.1
.
2.2
.

Орфоэпия

2

0

0

http://tatar.com.ru

Орфография

3

0

1

http://tatar.com.ru

0

http://tatar.com.ru

Итого по разделу

5

Раздел 3. «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
3.1
.

Морфология

Итого по разделу

10

1

10

Раздел 4. «Туган җирем» («Моя Родина»)
4.1
.

Синтаксис

Итого по разделу

10

0

http://tatar.com.ru

10

Раздел 5. «Татар дөньясы» («Мир татарского народа»)
Синтаксис

4

0

1

http://tatar.com.ru

Пунктуация

3

1

0

http://tatar.com.ru

Итого по разделу

7
2

2

5.1
.
5.2
.

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

9 КЛАСС
разделов
№
п/п

и

тем Количество часов

Наименование
программы
всего

Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи

контрольные
работы

практические
работы

Электронн
ые
(цифровые
)
образовате
льные
ресурсы

1.1. Работа с текстом

1

0

0

http://tatar.c
om.ru

0

0

http://tatar.c
om.ru

1.2. Стили речи и их особенности

Итого по разделу

1

Раздел 2. «Мин» («Я»)
2.1. Фонетика (повторение изученного материала 2
в 5–8 классах)
Итого по разделу

2

Раздел 3. «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
3.1. Лексикология

3

0

0

http://tatar.c
om.ru

3.2. Морфемика и словообразование

1

1

0

http://tatar.c
om.ru

Итого по разделу

4

Раздел 4. «Туган җирем» («Моя Родина»)
4.1. Морфология (повторение изученного
материала в 5–8 классах)

6

1

1

http://tatar.c
om.ru

4.2. Синтаксис (повторение)

2

0

0

http://tatar.c
om.ru

Итого по разделу

8

0

0

http://tatar.c
om.ru

2

2

Раздел 5. «Татар дөньясы» («Мир татарского народа»)
5.1. Стилистика

2

Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

ПО 17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС
№

Тема урока

Количество часов

Да

Виды,

формы

п/п

всего

контрольные
работы

практические
работы

та
изу
чен
ия

контроля

1.

Слово как хранилище материальной
и духовной культуры народа.
Устная и письменная речь

1

0

0

1
Устный опрос;
неделя

2.

Диалогическая и монологическая
речь

1

0

0

2
Устный опрос;
неделя

3.

Работа с текстом. Контрольное
списывание «Тел – милләт
сакчысы» («Язык- хранитель
нации»)

1

0

0

3
неделя Контрольная
работа

4.

Работа над ошибками. Предмет
фонетики. Закон сингармонизма

1

0

0

4
Устный опрос;
неделя

5.

Закон сингармонизма.

1

0

0

5
Устный опрос;
неделя

6.

Гласные звуки.

1

0

0

6
Устный опрос;
неделя

7.

Согласные звуки.

1

0

0

7
Устный опрос;
неделя

8.

Согласные звуки.

1

0

0

8
неделя Устный опрос;

9.

Слог. Ударение.

1

0

1

10.

Словарный диктант. Интонация.

1

0

0

10
Практическая
неделя работа

11.

Фонетический анализ слова

1

0

0

11

9
неделя Устный опрос;

Устный опрос;

неделя
12.

Понятие об орфоэпии татарского
языка

1

0

0

12
Устный опрос;
неделя

13.

Лексическое значение слова

1

0

0

13
Устный опрос;
неделя

14.

15.

16.

Диктант. «Туган ягым кышы»

Работа
Синонимы

над

ошибками.

1

1

0

14

1

0

0

15

Контрольная
неделя работа

Устный опрос;

неделя

Антонимы. Омонимы

1

0

0

16

Устный опрос;

неделя
17.

Заимствованные слова

1

0

0

17
Устный опрос;
неделя

18.

Фразеологизмы

1

0

0

18

Устный опрос;

неделя

19.

Корень слова. Аффиксы

1

0

0

19

Устный опрос;

неделя
20.

Основа

21.

Части
речи.
существительное

22.

1

0

0

20
Устный опрос;
неделя

1

0

0

21
Устный опрос;
неделя

Имя существительное

1

0

0

22
Устный опрос;
неделя

23.

Имя прилагательное

1

0

0

23
Устный опрос;
неделя

24.

Местоимение

1

0

0

24
Устный опрос;
неделя

25.

Имя числительное

1

0

0

25
Устный опрос;
неделя

26.

Глагол. Категория времени. Глагол
настоящего времени

1

0

0

26
неделя Устный опрос;

27.

Глагол прошедшего времени

1

0

0

27
Устный опрос;
неделя

Имя

28.

Глагол будущего времени

1

0

0

28
Устный опрос;
неделя

29.

Самостоятельная работа по теме
«Образование временных форм
глагола»

1

0

1

29
Практическая
неделя работа

30.

Частицы. Союзы

1

0

0

30
Устный опрос;
неделя

31.

Главные члены предложения.
Второстепенные
члены
предложения.

1

0

0

31
Устный опрос;
неделя

1

0

1

32
неделя Контрольная
работа

32.

Контрольный
(«Май» )

диктант

«Май»/

33.

Работа над ошибками.
Распространенное и
нераспространенное предложение

1

1

0

33
Устный опрос;
неделя

34.

Проектная работа

1

0

0

34
Практическая
неделя работа;

34

2

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

6 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучен
ия

Виды, формы
контроля

1.

Речевая деятельность и культура
речи.

1

0

0

1 неделя Устный
опрос;

2.

Работа с текстом .
Составление текста по картине
И.Рафикова «Әй, туган тел»/
«Родной язык»

1

0

0

2 неделя Устный
опрос;

3.

Система гласных звуков

1

0

0

3 неделя

4.

Изменения в системе гласных
звуков татарского языка

1

0

0

4 неделя Устный
опрос;

5.

Система согласных звуков

1

0

0

5 неделя Устный
опрос;

1

0

0

6 неделя Устный
опрос;

1

0

0

7 неделя Устный
опрос;

1

0

0

8 неделя Устный
опрос;

1

0

0

9 неделя Устный
опрос;

6.

7.

Правописание букв, обозначающих
сочетание двух звуков

Правописание букв, обозначающих
сочетание двух звуков

Устный
опрос;

8.

Правописание букв ъ и ь

9.

Заимствования
языке

10.

Синонимы

1

0

0

10
неделя

Устный
опрос;

11.

Антонимы

1

0

0

11
неделя

Устный
опрос;

12.

Лексический анализ слова

1

0

0

12
неделя

Устный
опрос;

13.

Корень слова.

1

0

0

13
неделя

Устный
опрос;

14.

Однокоренные слова

1

0

0

14
неделя

Устный
опрос;

в

татарском

15.

Контрольный диктант

1

1

0

15
неделя

Контрольная
работа;

16.

Склонение существительных с
окончанием принадлежности по
падежам

1

0

0

16
неделя

Устный
опрос;

17.

Местоимение

1

0

0

17
неделя

Устный
опрос;

18.

Спрягаемые личные формы глагола.
Изъявительное
наклонение

1

0

0

18
неделя

Устный
опрос;

19.

Повелительное
глагола

1

0

0

19
неделя

Устный
опрос;

20.

Желательное наклонение глагола

1

0

0

20
неделя

Устный
опрос;

21.

Условное наклонение глагола

1

0

0

21
неделя

Устный
опрос;

22.

Служебные
части
Союзы. Союзные слова

1

0

0

22
неделя

Устный
опрос;

23.

Послелоги и послеложные слова

1

0

0

23
неделя

Устный
опрос;

24.

Частицы

1

0

0

24
неделя

Устный
опрос;

25.

Звукоподражательные слова

1

0

0

25
неделя

Устный
опрос;

26.

Междометия. Модальные слова

1

0

0

26
неделя

Устный
опрос;

наклонение

речи.

27.

Проектная работа

1

0

1

27
неделя

Практическая
работа;

28.

Творческая работа . Сочинение.

1

0

1

28
неделя

Практическая
работа

29.

Односоставные
предложения
главным членом в форме
подлежащего

с

1

0

0

29
неделя

Устный
опрос;

30.

Второстепенные
предложения

члены

1

0

0

30
неделя

Устный
опрос;

31.

Предложения с
членами.

однородными

1

0

0

31
неделя

Устный
опрос;

32.

Контрольный диктант

1

1

0

32
неделя

Контрольная
работа

33.

Предложения с обращениями
вводными словами

и

1

0

0

33
неделя

Устный
опрос;

34.

Знаки препинания в простом
предложении.
Синтаксический
анализ простого предложения.

1

0

0

34
неделя

Устный
опрос;

34

2

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

7 КЛАСС
№
п/
п

1.

Тема урока

Количество часов
всего

Татарский язык и его место среди
других языков

1

контрольные
работы

практические
работы

0

0

Дата
изучени
я

1 неделя

Виды, формы
контроля

Устный
опрос;

2.

Эссе «Родной язык».

1

0

1

2 неделя

Письменная
работа

3.

Работа с текстом . Составление
текста по картине

1

0

1

3 неделя

Практическа
я
работа;

4.

Гласные звуки в татарском и
русском языках

1

0

0

4 неделя

Устный
опрос;

5.

Аккомодация

1

0

0

5 неделя

Устный
опрос;

6.

Согласные звуки в татарском и
русском языках

1

0

0

6 неделя

Устный
опрос;

7.

Ударение

1

0

0

7 неделя

Устный
опрос;

8.

Орфографический
татарского языка

1

0

0

8 неделя

Устный
опрос;

9.

Творческая работа . Сочинение.

1

0

1

9 неделя

Практическа
я
работа

10.

Основные способы толкования
лексического значения слова

1

0

0

10 неделя

Устный
опрос;

11.

Однозначные и многозначные
слова

1

0

0

1 1неделя

Устный
опрос;

12.

Прямое и переносное значения
слова

1

0

0

12 неделя

Устный
опрос;

13.

Синонимы

1

0

0

13 неделя

Устный
опрос;

словарь

14.

Контрольный диктант

1

1

0

1 4неделя

Контрольная
работа;

15.

Местоимения

1

0

0

15 неделя

Устный
опрос;

16.

Неспрягаемые
формы глагола

1

0

0

16 неделя

Устный
опрос;

17.

Проектная работа

1

0

1

17 неделя

Практическа
я
работа;

18.

Отрицательная
деепричастий

1

0

0

18 неделя

Устный
опрос;

19.

Наречие и его виды

1

0

0

1 9неделя

Устный
опрос;

20.

Наречие и его виды

1

0

0

20 неделя

Устный
опрос;

21.

Наречие и его виды

1

0

0

21 неделя

Устный
опрос;

22.

Наречие и его виды

1

0

0

22 неделя

Устный
опрос;

23.

Морфологический
наречия

анализ

1

0

0

23 неделя

Устный
опрос;

24.

Творческая
работа.
Осложненное списывание.

1

0

1

24 неделя

Практическа
я
работа

25.

Способы передачи чужой речи

1

0

0

25 неделя

Устный
опрос;

неличные

форма

26.

Прямая и косвенная речь

1

0

0

26 неделя

Устный
опрос;

27.

Диалог

1

0

0

27 неделя

Устный
опрос;

28.

Преобразование прямой речи в
косвенную речь

1

0

0

28 неделя

Устный
опрос;

29.

Понятие
о
предложениях.

1

0

0

29 неделя

Устный
опрос;

30.

Сложносочиненное предложение

1

0

0

30 неделя

Устный
опрос;

31.

Контрольный диктант

1

1

0

31 неделя

Контрольная
работа

32.

Союзное
сложносочиненное
предложение

1

0

0

32 неделя

Устный
опрос;

33.

Бессоюзное сложносочиненное
предложение

1

0

0

33 неделя

Устный
опрос;

1

0

0

34 неделя

Устный
опрос;

34

2

34

сложных

Знаки препинания в
сложносочиненных предложениях

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4

8 КЛАСС
№
п/
п

Тема урока

Дата
изучен ия

Количество часов
всего

контрольные
работы

практи
ческие
работы

Виды, формы
контроля

1.

Особенности
употребления
фразеологизмов в речи

1

0

0

1неделя

Устный
опрос;

2.

Работа с текстом . Составление
текста по картине…

1

0

1

2неделя

Практическая
работа;

3.

Нарушение

1

0

0

3неделя

Устный
опрос;

4.

Особенности
словесного ударения в
татарском языке

1

0

0

4неделя

Устный
опрос;

5.

Сложные случаи орфографии

1

0

0

5неделя

Устный
опрос;

1

0

1

6неделя

Практическая
работа

1

0

0

7неделя

Устный
опрос;

1

0

0

8неделя

Устный
опрос;

6.

7.

8.

орфоэпических норм

Творческая
работа.
Осложненное списывание .

Присоединение окончаний к
заимствованиям

Прилагательное. Субстантивация
прилагательных

9.

Изменение имен прилагательных
по падежам.

1

0

0

9неделя

Устный
опрос;

10.

Спрягаемые
и
формы глагола

1

0

0

10
неделя

Устный
опрос;

11.

Инфинитив

1

0

0

11неделя

Устный
опрос;

12.

Причастие

1

0

0

12неделя

Устный
опрос;

неспрягаемые

13.

Деепричастие

14.

Служебные
Послелоги

15.

1

0

0

13неделя

Устный
опрос;

1

0

0

14неделя

Устный
опрос;

Союзы

1

0

0

15неделя

Устный
опрос;

16.

Модальные части речи

1

0

0

16неделя

Устный
опрос;

17

Контрольный диктант

1

1

0

17неделя неделя

1

0

0

18неделя неделя

1

0

0

19неделя

1

0

0

20неделя

18.

19.

20.

части

речи.

Виды сложных предложений:
сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения

Главная и придаточная часть
сложноподчиненного предложения
Синтетическое
сложноподчиненное

Устный
опрос;

Устный опрос;

предложение
21.

22.

23.

Синтетические средства связи

Аналитическое
сложноподчиненное предложение
Аналитические средства связи

1

0

0

21
неделя

1

0

0

22неделя Устный
опрос;

1

0

0

23неделя Устный
опрос;

Устный
опрос;

24.

Творческая работа.
Изложениеминиатюра.

1

0

1

24неделя Практическая
работа

25.

Придаточные подлежащные
предложения

1

0

0

25неделя Устный
опрос;

26.

Придаточные
предложения

1

0

0

26неделя Устный
опрос;

27.

Придаточные дополнительные
предложения

1

0

0

27неделя Устный
опрос;

28.

Придаточные определительные
предложения

1

0

0

28неделя Устный
опрос;

29.

Придаточные
времени и места

1

0

0

29неделя Устный
опрос;

30.

Придаточные предложения образа
действия и меры и
степени

1

0

0

30неделя Устный
опрос;

31.

Придаточные
цели и причины

предложения

1

0

0

31неделя Устный
опрос;

32.

Придаточные
предложения

условные

1

0

0

32неделя Устный
опрос;

33.

Придаточные уступительные
предложения

1

0

0

33неделя Устный
опрос;

34.

Контрольный диктант

1

1

0

34
неделя

сказуемные

предложения

Контрольная
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8

34

2

3

9 КЛАСС
№
п/
п

1.

Тема урока

Количество часов
всего

Работа с текстом . Составление
текста по картине

1

контроль
ные
работы

практиче
ские
работы

0

1

Дата
изучени
я

1 неделя

Стили речи и их особенности

2

Место образования звуков

Виды, формы
контроля

Практическая
работа;

Устный
1

0

0

3 неделя

1

0

0

5 неделя

Устный

опрос;

опрос;

Гласные и согласные звуки

Изменения в системе гласных
звуков татарского языка
Позиционные
звуков

изменения

Добавление звуков

3.

Диалектизмы

Устный

опрос;

Профессионализмы

Творческая Сочинение. работа.

4

Устаревшие слова

Лексический анализ слова

Неологизмы

Практическая
работа

1

0

0

7 неделя

Устный
опрос;

Способы словообразования в

татарском языке
5.

Контрольный диктант

1

1

0

9 неделя

6.

Самостоятельные части речи

1

0

0

11 неделя

7.

Имя существительное

1

0

0

13 неделя

Контрольная
работа;

Устный

Устный

опрос;

опрос;

Категория падежа

Категория принадлежности

Склонение существительных с
окончанием
принадлежности по падежам
8.

Имя прилагательное. Степени
сравнения прилагательных

1

0

0

15 неделя

9

Местоимение

1

0

0

17 неделя

10

Имя числительное. Разряды
числительных

1

0

0

19 неделя

11.

Звукоподражательные слова

1

0

0

21 неделя

.

Творческая
Редактирование текста.

12.

Вспомогательные глаголы

1

0

0

23 неделя Устный
опрос;

13.

Контрольный диктант

1

1

0

25 неделя Контрольная
работа;

работа.

Устный

Устный

Устный

Устный

опрос;

опрос;

опрос;

опрос;

Практическая
работа

1

0

0

27 неделя Устный
опрос;

1

0

0

29 неделя Устный
опрос;

1

0

0

31 неделя

Публицистический стиль

1

0

0

33 неделя

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

2

3

14

Сложносочиненные и
сложноподчиненные
предложения
Виды сложноподчиненных
предложений

15

Сложноподчиненные
предложения в татарском
русском языках

и

Синтаксические
синонимы
Синонимия словосочетаний и
предложений.
16

17.

Научный
и
деловой стиль

официально-

Разговорный
художественный
стиль

и
и

стиль

Устный

Устный

опрос;

опрос;

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1977.
– Т. 1. – 476 б.;
Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 2. – Казан: Тат. кит. нәшр.,
1979. – 726 б.;
Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 3. – Казан: Тат. кит. нәшр.,
1981. – 832 б.; «Татарский язык», 5 класс. Авторы Шамсутдинова Р.Р.,
Хадиева Г.К., Хадиева Г.В. – К.: «Магариф - Вакыт», 2019.
Шамсутдинова Р.Р. Татарский язык: учебник для общеобразовательных
организаций основного общего образования с обучением на русском языке

(для изучающих татарский язык как родной) 5 класс. – Казань: «МагарифВакыт», 2019 – 175 с.
Р.К. Сагдиева, Р.М. Гарапшина, Г.И. Хайруллина. Татарский язык: учебник для
общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением
на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 6 класс.-Казань:
«Магариф- Вакыт»,2019-191с.
Р.К. Сагдиева, Р.М. Гарапшина, Г.И. Хайруллина. Татарский язык: учебник
для общеобразовательных организаций основного общего образования с
обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 7
класс.- Казань: «Магариф- Вакыт»,2019-215с.
Р.К. Сагдиева, Г.И. Хайруллина. Татарский язык: учебник для
общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением
на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 8 класс.- Казань:
«Магариф- Вакыт»,2019-223с.
Р.К. Сагдиева, Э.Х. Кадирова. Татарский язык:
учебник для
общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением
на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 9 класс.- Казань:
«Магариф- Вакыт»,2019-143с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Гиниятуллина Л. М., Шакурова М. М. Туган телне укыту
методикасының бүгенге көн
проблемалары.
–
Казан:
Вестфалика, 2018. – 120 б.;
● Максимов Н. В. Технология обучения татарскому языку на основе
моделей речи = Сөйләм калыпларына нигезләнеп, татар теленә
өйрәтү технологиясе. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. – 253 с.;
Сәгъдиева Р. К., Хөснетдинов Д. Х. Татар теленнән презентацияләр.
– Казан: Мәгариф-Вакыт, 2016. – слайд.;
● Татар теле (кагыйдәләр, методик киңәшләр, анализ үрнәкләре,
биремнәр).
Абитуриентлар, укытучылар, студентлар өчен. / Р. Х. Мирзаһитов, Р. К.
Сәгъдиева, Д. Х. Хөснетдинов.
– Казан: Мәгариф-Вакыт, 2017. – 191 б.;
● Татар теленнән тестлар һәм мөстәкыйль эш биремнәре. Синтаксис. /
Р. К. Сәгъдиева, Р.
Х. Мирзаһитов. – Казан: Ихлас, 2014. – 60 б.
Хасанова Ф.Ф. Татарская литература: методическое пособие для
преподавателей общеобразовательных организаций основного общего
●

образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как
родной). 5 класс. - Казань: «МагарифВакыт», 2015–175 с.
● Асадуллин А. Ш. Учимся говорить, читать и писать по-татарски. –
Казань :Магариф, 2003.
● Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф.Занимательная
грамматика.
Учебно-методические материалы для учителей татарского
языка и литературы. - Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
● Ганиева Ф.А., Абдуллин И.А., Мухамадиев М.Г., Юналеева Р.А.
Татарско-русский словарь. Издание 4-е исправленное и
дополненное. - Казань: ТКИ, 2004г.
● Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С.,
Юлмухаметов М. Б.
Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа:
«Китап», 2003.
● Сафиуллина
Ф.С.Базовый
татарско-русский
и
русско-татарский
словарь
для школьников. - Казань:
Магариф, 2000г.
● Учебно-методические
материалы
журналов
«Учитель
Башкортостана», «Магариф». ● Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш.
Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
● Харрасова Ф.Н. Секреты правильной речи. Устранение дефектов
речи. - Казань: ТКИ, 2012.
● Методика преподавания татарского языка в средней школе и
гимназиях. (Ф.С.Валлеева, Г.Ф. Саттаров._Казань: «Раннур», 2010.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
● Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления
●
●
●
●
●

таблиц. ● Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по татарскому
языку
Слайды, соответствующие тематике программы по татарскому языку

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,
пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
● Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления
●
●
●
●
●
●

таблиц.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по татарскому
языку
Слайды, соответствующие тематике программы по татарскому языку


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».