Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Азигуловская средняя общеобразовательная школа" Учебный план МАОУ «Азигуловская средняя общеобразовательная школа» для детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год. Учебный Пояснительная записка обучающихся, реализующих план адаптированную основную общеобразовательную программу образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлен в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по состоянию на 01.08.2020г.; 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189 (с изменениями от 24.11.2015г № 81) «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». 4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573). Учебный план МАОУ «Азигуловская средняя общеобразовательная школа» реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9 лет годовой и недельного учебного плана: 1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет); На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного образовательных учебного отношений, плана, формируемая обеспечивает участниками реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; - введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными). Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой общеобразовательной частью организации. образовательного Образовательные процесса в организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяется образовательной организацией. Режим уроков и перемен Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объём максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 5-9-х классов - не более 7 уроков. В школе организованы учебные занятия в одну смену. Учебные занятия начинаются в 08-30. Продолжительность урока - 40 минут. В классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ/инвалиды - 40 минут. Продолжительность перемен: после первого, третьего, пятого и шестого уроков 10 минут, после третьего и четвертого уроков – 15 минут (во время перемен организовано горячее питание). Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий и занятий в объединениях дополнительного образования. Перерыв между началом дополнительных занятий и последним уроком составляет не менее 30 минут. Расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительностью для организации питания учащихся. Промежуточная аттестация обучающихся в МАОУ «Азигуловская средняя общеобразовательная школа» проводится в двух вариантах: - в конце учебной четверти (либо полугодия: по учебным предметам) для обучающихся 5-9 классов; при выставлении отметок вычисляют среднее арифметическое текущих отметок и отметки за контрольную работу в конце четверти; - при организации годовой промежуточной аттестации: при выставлении отметки вычисляют среднее арифметическое четвертных отметок и отметки за контрольную работу в конце года. Предметные области Учебные предметы (учебные курсы) Обязательная часть Русский язык Количество часов в неделю I II III IV 3 3 3 3 12 Чтение 3 4 4 4 15 Речевая практика Математика Мир природы и человека Музыка 2 3 2 2 2 4 1 1 2 4 1 1 2 4 1 1 8 15 5 5 Рисование (Изобразительное искусство) Адаптивная физическая культура Труд (технология) 1 1 1 1 4 3 3 3 3 12 Технология Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами Внеурочная деятельность: Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика), из них: логопедические занятия 2 21 21 1 20 3 23 1 20 3 23 1 20 3 23 5 81 9 90 10 6 10 6 10 6 10 6 40 24 3 3 3 3 12 ритмика 1 1 1 1 4 развитие психомоторики и сенсорных процессов Другие направления внеурочной деятельности Всего часов 2 4 31 2 4 33 2 4 33 2 4 33 8 16 130 Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Физическая культура Всего Предметные области Язык и речевая практика Учебные предметы Количество часов в неделю (учебные курсы) V VI VII VIII Обязательная часть Русский язык 4 4 4 4 Всего IX 4 20 4 4 4 4 4 20 Математика Чтение (Литературное чтение) Математика 4 4 3 3 3 17 Естествознание Информатика Природоведение 2 2 1 - 1 - 1 - 3 4 Биология - - 2 2 2 6 География Основы социальной жизни 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 10 Мир истории - 2 - - - 2 История Отечества Музыка 1 - 2 - 2 - 2 - 6 1 Рисование (изобразительное искусство) Адаптивная физическая культура Труд (технология) 2 - - - - 2 2 2 2 2 2 10 6 27 2 6 28 2 7 29 1 7 29 1 7 29 1 33 142 7 29 30 30 30 30 149 10 6 10 6 10 6 10 6 10 6 50 30 4 39 4 40 4 40 4 40 4 40 20 199 Человек и общество Искусство Физическая культура Технология Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами Внеурочная деятельность: коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) другие направления внеурочной деятельности Всего часов 10 11