Рабочая программа учебного предмета Черчение 8-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Администрации
Артинского муниципального округа
МАОУ «Азигуловская школа им. Героя Советского Союза Н.Х.Хазипова»

РАССМОТРЕНО
На заседании школьного
методического объединения
Протокол №1
от 28.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ «Азигуловская школа
им.Героя Советского Союза Н.Х.Хазипова»
Приказ №100-од
от 28.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Черчение»
для обучающихся 8-9 классов

Азигулово 2025г.

Подписан
о
цифровой
подписью
: Валиев
Ринат
Марсович

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по черчению составлена на основе:
1. Федерального государственного стандарта общего образования
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования по технологии 2004 г.
3. Обязательного минимума содержания основного общего образования по черчению
(Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.).
4. Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования
по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от
07.06.2005 г. №03– 1263).
5. Авторской программы для общеобразовательных учреждений: Черчение 8-9 классы
авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.:
Просвещение, 2006.
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию
личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к
обучению «Черчению»:
- развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения прикладных задач;
- овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования,
конструирования;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам для
решения прикладных учебных задач;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями,
и их востребованностью на рынке труда;
- приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений
человечества в области освоения графических способов передачи информации.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием рекомендованного
Министерством образования и науки Российской Федерации учебником для
общеобразовательных учреждений: Черчение / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С.
Вышнепольский. 4-е издание – М.: АСТ: Астрель, 2012 г.
Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования
учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и
профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты,
умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться.
Школьный курс черчения:
- помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира;
- имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;
- приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области
техники и технологии современного производства;
- содействует развитию графической культуры, познавательных способностей
обучающихся, творческих качеств личности через решение разнообразных графических
задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образнопространственного мышления.
Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у
школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе,
являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на
формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их
эстетического воспитания.

Большая часть учебного времени при освоении курса «Черчение» выделяется на
упражнения и самостоятельную работу.
При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями деталей, их
назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами,
из которого они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении.
В основу курса черчения для 8-9 классов положены такие принципы, как:
1. научность обучения – опора на теоретические знания основ черчения;
2. систематичность и последовательность – изучение материала от простого к
сложному, отбор материала в определенной последовательности, доступность, строгость и
систематичность изложения в соответствие с возрастными особенностями школьников;
3. развивающее обучение - ориентация не только на получение новых знаний в области
черчения, но и на активизацию мыслительных процессов, развитие у школьников
пространственного мышления, формирование навыков самостоятельной работы;
4. связь с жизнью в преподавании черчения - необходимость при подборе учебных
заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным
деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике и осуществлять
межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами
через интегрированные уроки, а также повышать требовательность к качеству графических
работ школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет
совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся;
5. ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор содержания,
планирование деятельности и применение полученных знаний на практике по правилам
решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; работа по
решению творческих задач, требующих применения знаний в нестандартных заданиях.
В соответствии с учебным планом (в том числе часов для проведения практических и
графических работ) рассчитана на 1 час в неделю в каждом классе, что составляет 34 часа в
год в 8 классе и 34 часа в год в 9 классе. Данное количество часов, содержание предмета
полностью соответствует варианту авторской программы А.Д. Ботвинников, И.С.
Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов по курсу «Черчение» для
общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки
РФ.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные образовательные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки
школьников в области черчения:
- развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами организации труда;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых
установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению и мировоззрению;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой
деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;

- формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
- определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
- планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся задачей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области
освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и
пространственных представлений;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- рациональное использование чертежных инструментов;
- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования
формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе
базирующихся на ИКТ;
- применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс

Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории
черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных
программ. Цели и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные
приёмы работы инструментами.
Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая,
сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками.
Форматы Формат, рамка, основная надпись. Сведения о нанесении размеров на чертежах
(выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины,
расположение размерных чисел).
Понятие о симметрии. Виды симметрии.
Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и
знаки на чертежах.
Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные
проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных
видах.
Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций.
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.
Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции
предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее
построения.
Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей.
Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на
геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи и
аксонометрические проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел.
Проекции вершин, ребер и граней предмета. Нахождение на чертеже вершин, ребер,
образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров на чертежах с
учетом формы предмета. Анализ графического состава изображений.
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Выполнение
чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка,
окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей
деталей.
Раздел 5. Эскизы.
Выполнение эскизов деталей.
Повторение сведений о способах проецирования.

Перечень упражнений и практических работ в 8 классе:
1. Вычерчивание линий чертежа.
2. Анализ правильности оформления чертежа.
3. Деление окружности, углов, отрезков на равные части.
4. Выполнение сопряжений (углов, двух окружностей, двух параллельных прямых,
окружности и прямой).
5. Построение овала.
6. Выполнение чертежей плоских деталей с применением геометрических построений.
7. Вычерчивание аксонометрических проекций несложных деталей.
8. Определение и построение недостающих проекций точек по заданным проекциям.
9. Построение третьей проекции по двум заданным с нанесением размеров.
10.
Выполнение эскиза и технического рисунка.
11.
Анализ геометрической формы предмета.
12.
Чтение чертежа детали.
Обязательный минимум графических работ в 8 классе:
1. Линии чертежа.
2. Чертеж «плоской» детали.
3. Чертеж детали (с использованием геометрических построений).
4. Построение трёх видов детали по её наглядному изображению.
5. Построение аксонометрической проекции детали по её ортогональному чертежу и
нахождение проекций точек.
6. Построение третьего вида по двум данным.
7. Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).
8. Эскиз и технический рисунок детали.
9. Чертеж предмета по аксонометрической проекции или с натуры (контрольная).

9 класс

Раздел 6. Сечения и разрезы.
Общие сведения о сечениях и разрезах.
Назначение сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение
сечений предметов.
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Различия между разрезами и
сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения
части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи
разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный).
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о сечениях и разрезах.
Раздел 7. Определение необходимого количества изображений.
Выбор количества изображений и главного изображения. Определение необходимого и
достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Условности и
упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение
графических задач, в том числе творческих.
Раздел 8. Сборочные чертежи.
Общие сведения о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые,
шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями
изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных,
клеевых). Изображение и обозначение резьбы. Изображение резьбы на стержне и в отверстии.
Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых
соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Обобщение и систематизация
знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных

учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах. Порядок
чтения сборочных чертежей. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных
чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании.
Раздел 9. Чтение строительных чертежей.
Основные особенности строительных чертежей. Понятие об архитектурностроительных чертежах, их назначении. Разтличия между строительными чертежами и
машиностроительными. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных
чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического
оборудования. Чтение несложных строительных чертежей.
Перечень упражнений и практических работ в 9 классе:
- выбор необходимого сечения и его изображения.
- определение названия материала по типу штриховки в сечениях.
- выбор необходимого разреза и его изображения.
- чтение и выполнение чертежей деталей с применением соединения половины вида и
половины разреза.
- выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений.
- выполнение и чтение чертежей нерезьбовых соединений.
- выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих резьбы
- решение творческих задач с элементами конструирования
Обязательный минимум графических работ в 9 классе:
- эскиз детали с выполнением сечений.
- эскиз детали с выполнением необходимого разреза.
- чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали).
- эскиз с натуры (с применением необходимых разрезов, сечений и других условностей и
упрощений).
- чертеж резьбового соединения.
- чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1—2 деталей).
- деталирование (выполняются чертежи 1—2 деталей).
- решение творческих задач с элементами конструирования (контрольная).
- чертёж плана своего дома (квартиры).
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема
Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
Чертежи в системе прямоугольных проекций
Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
Чтение и выполнение чертежей
Эскизы
Сечения и разрезы
Определение необходимого количества изображений
Сборочные чертежи
Чтение строительных чертежей
Практические задания
Итого

Количество часов
8 кл.
9 кл.
6
3
1
4
16
4
14
2
11
4
1
2
34

Тематическое планирование учебного материала по программе

34

«ЧЕРЧЕНИЕ. 8 КЛАСС»
Количество часов: всего 34 часа. В неделю 1час;
№
урока
1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Срок
Тема урока
изучения/недели/
Предмет «Черчение» Современные
1
методы выполнения чертежей с
использованием ЭВМ
Инструменты, принадлежности и
материалы для выполнения
2
чертежей. Стандарты, форматы,
рамка, основная надпись и линии
чертежа
Графическая работа №1 «Линии
3
чертежа»
Шрифты чертежные.
4
Буквы, цифры и знаки на
чертежах
Нанесение размеров на чертежах.
5
Масштабы.
Графическая работа №2 «Чертеж
6
плоской детали»
Проецирование. Центральное,
7
параллельное и прямоугольное
проецирование
Изображение предметов на одной,
8
двух и трех плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже.
9
Местные виды.
Практическая работа № 3
10
«Моделирование по чертежу»
Косоугольная фронтальная
11
диметрическая и прямоугольная
изометрическая проекции.
Аксонометрические проекции
12
плоских и объемных фигур.
Эллипс как проекция окружности.
13
Построение овала
14
Технический рисунок.
Анализ геометрической формы
15
предмета.
Проекции геометрических тел.
16
Мысленное расчленение предмета на
геометрические тела.
17
Чертежи группы геометрических тел
18
Решение занимательных задач.
Нахождение на чертеже вершин,
19
ребер, граней и поверхностей,

Задание на
дом
Введение,
§1.

§2, п.1-3.

Дочертить.
§2, п.4
§2, п.5,6.
Дочертить.
§3
§ 4, упр.к §4
§ 5, упр.к §5

§6
§ 7, упр.к §7
§ 8, упр.к §8
§ 9, упр.к §9
§ 10
§ 11, п.1-5.
§ 11, п.6
§ 12, п.1

20

20

21

21

22

22

23

23

24

24

25

25

26

26

27

27

28

28

29

29

30

30

31

31

32

32

33

33

34

34

составляющих форму предмета.
Построение проекций точек,
находящихся на поверхности
предмета
Графическая работа №4 «Чертежи и
аксонометрические проекции
предметов»
Порядок построения изображений на
чертежах.
Графическая работа №5 «Построение
третьей проекции по двум данным»
Нанесение размеров с учетом формы
предмета. Использование знака
квадрата.
Анализ графического состава
изображений. Геометрические
построения: деление отрезка,
окружности, угла на равные части.
Сопряжения
Графическая работа №6 «Чертеж
детали с использованием
геометрических построений»
Развертывание поверхностей
некоторых тел
Чтение чертежей. Графическая
работа №7 «Устное чтение
чертежей»
Графическая работа №8 «Чертеж
предмета в трех видах с
преобразованием его формы»
Эскизы. Графическая работа №9
«Эскиз и технический рисунок
детали»
Графическая работа №10 «Эскиз
детали с включением элементов
конструирования»
Графическая работа №7 «Чертеж
предмета» (контрольная)
Урок обобщения знаний. Решение
графических задач.

§ 12, п.2

§ 13

§ 14,упр. к
§14
§ 15, п.1-2.
§ 15, п.3-4.

§ 16
§ 17

§ 18

Тематическое планирование учебного материала по программе

«ЧЕРЧЕНИЕ. 9 КЛАСС»
Количество часов: всего 34 часа. В неделю 1час;
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Срок
.Тема урока
изучения/недели/
Обобщение сведений о способах
1
проецирования
Сечения. Обозначение сечений и
2
материалов на них.
Графическая работа №12 «Эскизы
3
деталей с выполнением сечений»
Разрезы, их отличие от сечений.
4
Простые, местные разрезы и их
обозначение.
Соединение части вида с частью
5
разреза.
Графическая работа №13 «Эскиз
6
детали с выполнением необходимого
разреза»
Применение разрезов в
7
аксонометрических проекциях
Графическая работа №14 «Чертеж
8
детали с применением разреза»
Определение необходимого числа
9
изображений на чертеже. Выбор
главного изображения.
Чтение и выполнение чертежей,
10
содержащих условности

11

11

12

12

13

13

14

14

15

15

16

16

17

17

18

18

19

19

20

20

Практическая работа №15. «Устное
чтение чертежей»
Графическая работа №16 «Эскиз
детали»
Решение графических, творческих
задач
Общие понятия о соединении
деталей. Виды соединений.
Изображение резьбы. Обозначение
метрической резьбы.
Чертежи болтовых и шпилечных
соединений.
Графическая работа №17 «Чертеж
резьбового соединения»
Чертежи шпоночных и штифтовых
соединений.
Работа со стандартами и
справочными материалами.
Чтение чертежей, содержащих
соединения деталей.

Домашнее
задание
§ 19
§ 20-22,
27,п.1
Стр.136
§ 23-24
§ 25-26
Стр.154
Рис 200
§ 27, п.2
Стр.154
Рис 201
§ 258-29
Упр.51-54
Стр. 159160
Рис.206-207
Стр 160

§30
§31
§32, упр. к
§32
Стр. 173
§33 упр. к
§33
§34 упр. к
§34
§35 упр. к
§35

21

21

22

22

23

23

24

24

25

25

26

26

27

27

28

28

29

29

30

30

31

31

32

32

33

33

34

34

Обобщение и систематизация знаний
о сборочных чертежах
Изображения, условности и
упрощения на сборочных чертежах
Штриховка сечений смежных
деталей. Размеры на сборочных
чертежах. Чтение сборочных
чертежей.
Графическая работа №18 «Чтение
сборочных чертежей»
Деталирование.
Графическая работа №19
«Деталирование»
Графическая работа №20 «Решение
творческих задач с элементами
конструирования»
Выполнение простейших сборочных
чертежей.
Выполнение простейших сборочных
чертежей.
Выполнение простейших сборочных
чертежей.
Архитектурно-строительные
чертежи.
Графическая работа №21 «Чтение
строительных чертежей» Работа со
справочником.
Обзор разновидностей графических
изображений
Графическая работа №22 «Чертеж
предмета» (контрольная)

§36

Стр.192
§37
Стр.208
Стр.208
Рис 259

§38
Стр.218

Стр.218

Учебная литература
1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский. Черчение. Учебник для
общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное. Москва, «Астрель», 2012
год.
2. Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д.
Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. /Вышнепольский - М.: Изд.
Оникс 21 век 2010 - 64 с.
3. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.Волгоград: Учитель, 2006.-210с.

Учебно–методический комплект:
1. А.Д.Ботвинников В.Н.Виноградов И.С.Вышнепольский. Черчение. Учебник для
общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное. Москва, «Астрель»,
2012 год.

2. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
3. Г.Г.Ерохина. Поурочные разработки по черчению. Универсальное издание. Москва,
«ВАКО». 2011 год.
4. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя / Степакова В.В.,
Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред. Степаковой В.В.-М.: Просвещение, 2004 - 160
с.
5. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В.,
Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение,2005 - 64 с
Материально-технические и информационно-технические ресурсы:
Пособия к уроку (модели, таблицы)
Мультимедийные презентации по темам
Графические и контрольные работы учащихся.
Карточки задания
Аппаратные средства
одно рабочее место преподавателя;
мультимедийный проектор;
принтер;
сканер;
акустические колонки (в составе рабочего места преподавателя);

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет
успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции:
контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для
осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные
графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой
по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ,
которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся
программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и
навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная
работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические
работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического
оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её
целесообразно по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи,
начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи,
применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и
наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.Программой определены примерные
нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их
изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и
характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с
использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей,
которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями
вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила
изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные
ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных
условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание
вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих
вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если допускает существенные ошибки, которые не может
исправить даже с помощью учителя. Ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части
учебного материала;
б) ответ строит несвязно,
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если
ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические
работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и
сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет
после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает;
обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь
ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые
исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает
существенные ошибки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».