12.04.2019
12.04.2019
Образовательный
процесс касается наименее защищенных от пропаганды членов общества
– детей и подростков. В связи с этим система информационной безопасности
образовательной организации должна не только обеспечивать сохранность
баз данных и содержащихся в них массивов конфиденциальных сведений,
но и гарантировать невозможность доступа в стены колледжа любой пропаганды,
как незаконного характера, так и безобидной, но предполагающей воздействие
на сознание учащихся в заведениях среднего профессионального образования.
Педагогическому
работнику крайне важно иметь навыки медиаграмотности и «информационной
гигиены», уметь работать с современным программным обеспечением,
знать основные аспекты информационной безопасности, а также применять
указанные навыки не только в повседневной жизни, но и в образовательном
процессе. Информационная безопасность образовательной организации
включает систему мер, направленных на защиту информационного пространства
и персональных данных от случайного или намеренного проникновения
с целью хищения какой-либо информации или внесения изменений в конфигурацию
системы. Вторым аспектом данного понятия является защита образовательного
процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом
пропаганды, или любых видов рекламы.
Педагогическим
работникам необходимо помнить, что в образовательной сфере большую
роль играет система морально-этических ценностей. На ней должна основываться
система мер, защищающих подростка от травмирующей, этически некорректной,
незаконной информации. В целях защиты от пропаганды необходимо
применять нормы федеральных законов «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации», определяющие права несовершеннолетних
на защиту от сведений, причиняющих вред здоровью и (или) развитию
детей. К таким сведениям относится информация:
·
побуждающая детей к совершению действий, представляющих
угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему
здоровью, самоубийству;
·
способная вызвать у детей желание употребить
наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества,
табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять
участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством
или попрошайничеством;
·
обосновывающая или оправдывающая допустимость
насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные
действия по отношению к людям или животным;
·
отрицающая семейные ценности, пропагандирующая
нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к
родителям и (или) другим членам семьи;
·
оправдывающая противоправное поведение;
·
содержащая нецензурную брань;
·
содержащая информацию порнографического характера;
·
представляемая в виде изображения или описания
жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления
или иного антиобщественного действия;
·
вызывающая у детей страх, ужас или панику, в
том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей
человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания,
самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.
Педагогическому
коллективу необходимо регулярно принимать меры по предотвращению
распространения в школе информации, которая может травмировать психику
детей. Это станет одной из основ информационной безопасности. Указанный
комплекс мер целиком построен на создании внутренних правил и регламентов,
определяющих порядок работы с информацией и ее носителями. Это
внутренние методики, посвященные информационной безопасности,
должностные инструкции, перечни сведений, не подлежащих передаче.
Дополнительно должен быть разработан регламент, определяющий порядок
взаимодействия с компетентными органами по запросам о предоставлении
им тех или иных данных и документов.
Кроме
того, эти методики должны определять порядок доступа детей к сети
Интернет в компьютерных классах, возможность защиты некоторых ресурсов
неоднозначного характера от доступа ребенка, запрет на пользование
собственными носителями информации.
Памятка
педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)
1. Объясните учащимся
правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям,
ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с
учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте
несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл
понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских
прав.
4. Проявляйте интерес
к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о
проблемах их детей.
5. Научите учеников
внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте
представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении
проверенных сайтов.
6. Обеспечьте
профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные
внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в
играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее
виртуальной.
7. Периодически
совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга,
целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и
отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями
результаты своих наблюдений.
8. В случае
возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите
информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их
родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите
мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее
признаках, способах преодоления.
10. Систематически
повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных
технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером
для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных
данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью.
Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Мероприятия, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников:
|
|
|
|
|
|
12.04.2019
- Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве» СКАЧАТЬ
- Методические рекомендации по проведению Единого урока по безопасности в сети «Интернет» СКАЧАТЬ
- Сетевая конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок» СКАЧАТЬ
- Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей