ИЗО 5-7коррекционные классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Азигуловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на школьном
методическом объединении
Протокол №1
от
27.08.2021г.

Принято: на заседании
педагогического заседания
Протокол №1 от 30.08.2021г.

Валиев Подписано
цифровой
подписью:
Ринат
Валиев Ринат
Марсович Марсович

Утверждаю:
директор
школы
___________Р.М.Валиев
Приказ №86-ОД
От 30.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
5-7 классы
для обучающихся по адаптированным образовательным
программам для детей с умственной отсталостью

Составитель:
Дусметова Г.М.
I квал.категория

2021 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать
 основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
 основы изобразительной грамоты (цвет, пропорции, светотень,
пространство, объем, ритм, композиция);
 выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их
основные произведения;
 наиболее крупные художественные музеи России и мира;
 значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
 применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь,
природные и подручные материалы) и выразительные средства
изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
 определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем,
светотень, перспектива, композиция);
 ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства,
узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
 восприятия и оценки произведений искусства;
 самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с
натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям
литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных
работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Содержание учебного предмета
ОСНОВЫ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПРИЯТИЯ
И
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство
как способ познания и эмоционального отражения многообразия
окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды графики (станковая,
книжная,
плакатная,
промышленная),
скульптуры
(станковая,
монументальная, декоративная, садово-парковая), дизайна и архитектуры.
Художественный образ и художественно-выразительные средства
(специфика языка) живописи, графики и скульптуры
Художественные материалы и возможности их использования.
2

Народное художественное творчество. Древние корни народного
художественного творчества, специфика образно-символического языка в
произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в
народном искусстве.
Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная
культура Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи
Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIIIXX вв.
Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с
основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили).
Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные
музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.).
Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в
искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.
(реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна,
декоративно-прикладного искусства в собственной художественнотворческой деятельности. Построение пространства (линейная и воздушная
перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве.
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы
предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных
сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с
натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Иллюстрирование литературных произведений. Выражение в
творческой деятельности своего отношения к изображаемому – создание
художественного образа.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов
(карандаш, фломастер, мелки и др.), пластилина, коллажных техник,
бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Самоопределение в видах и формах художественного творчества.

3

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
для 5 коррекционного класса
№
Наименование разделов и тем
Всего
Из них
Дата
п/п
часов
проведения
Практ Экс Друго План Факт
ическ курс
е
(неде
ие
ии
ля)
творч
еские
работ
ы
Раздел 1. Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой
деятельности (7 часов)
1.1. Цветовой круг
1
*
1
1.2. Урок-экскурсия в осенний парк
1
*
2
1.3. Декоративное рисование.
1
*
3
1.4. Рисунок «Декоративный цветок»
1
*
4
1.5. Живописные украшения, монотипия
1
*
5
«Веселые кляксы»
1.6. Золотая осень. Рисунок осеннего
1
*
6
дерева с натуры, по памяти
1.7. Рисование фруктов, овощей
1
*
7
Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие
народных промыслов (4 часа)
2.8. Хохлома. Золотые узоры
1
*
8
2.9. Рисуем отгадки к народным загадкам
1
*
9
2.10. Узор в полосе.
1
*
10
2.11. Эскиз декоративной росписи сосуда
1
*
11
Раздел 3. Особенности анималистического и мультипликационного жанров (3 часа)
3.12. Анималистика. «Рыжий кот»
1
*
12
3.13. Знакомство с искусством
1
*
13
мультипликации. Мультгерой
3.14. Новый год в жизни человека, в
1
*
14
искусстве. «Веселый Дед Мороз»
Раздел 4. Изобразительное искусство. Его виды и жанры ( 5 часов)
4.15 Декоративное рисование. Раппорт
1
*
15
ткани
4.16 Техника изготовления гравюры на
1
*
16
картоне
4.17 Гравюра на картоне (аппликация)
1
*
17
4.18 Графика как вид изобразительного
1
*
18
искусства
4.19 Работа в технике «Граттаж»
1
*
19
Раздел 5. Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт
творческой деятельности (3 часа)
5.20 Наброски с натуры фигуры человека
1
*
20
5.21 Патриотизм в истории в
1
*
21
изобразительном искусстве. Русские
богатыри
5.22 Транспорт
1
*
22
Раздел 6. Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта (4 часа)
4

Натюрморт как жанр
1
*
23
изобразительного искусства
6.24 Натюрморт из геометрических тел
1
*
24
6.25 Объемное изображение формы
1
*
25
предмета
6.26 Натюрморт из разнородных
1
*
26
предметов: геометрических тел,
фруктов, овощей
Раздел 7. Изображение с натуры и по представлению различных предметов (3 часа)
7.27 Основные конструктивные
1
*
27
особенности строения дома
7.28 Наброски модели домика с натуры
1
*
28
7.29 Рисунок по представлению из
1
*
29
геометрических форм. «Старинный
терем»
Раздел 8. Создание иллюстраций к литературным произведениям (2 часа)
8.30 Искусство художника книги. Буквица
1
*
30
8.31 Иллюстрация как один из видов
1
*
31
графики. Иллюстрации к сказке П.
Ершова «Конек-горбунок»
Раздел 9. Художественный образ и художественно-выразительные средства
скульптуры. Портрет (3 часа)
9.32 Жанр портрета в изобразительном
1
*
32
искусстве.
9.33 Портрет в скульптуре
1
*
33
9.34 Четыре разных портрета (по одной
1
*
34
схеме)
9.35 Портрет - шарж
1
35
Всего:
35
6.23

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
для 6 коррекционного класса
№
Наименование разделов и тем
Всего
Из них
Дата
п/п
часов
проведения
Практически Экс Др Пла Факт
е творческие курс уго
н
работы
ии
е
(нед
еля)
Раздел 1. Язык изобразительного искусства и художественный образ (4 часа)
1.1.
Что нужно знать для грамотного
1
*
1
рисования. Летние впечатления
1.2.
Полный цветовой круг
1
*
2
1.3.
Живописные и графические
1
*
3
упражнения
1.4.
Осенний лист, бабочка и фрукты
1
*
4
Раздел 2. Жанры изобразительного искусства. Натюрморт (2 часа)
2.5.
Рисование натюрморта. Комнатный
1
*
5
цветок и яблоко.
2.6.
Рисование натюрморта. Корзина с
1
*
6
овощами
5

Раздел 3. Жанры изобразительного искусства. Особенности пейзажа (1 час)
3.7.
В осеннем лесу, парке
1
*
7
Раздел 4. Жанры изобразительного искусства. Особенности анималистического жанра
(3 часа)
4.8.
Наброски домашних животных
1
*
8
(лошадь, корова, коза, собака,
кошка)
4.9.
На морском дне
1
*
9
4.10.
Невиданный зверь
1
*
10
Раздел 5. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов и человека (5 часов)
5.11.
Наброски с куклы-игрушки
1
*
11
5.12.
Портрет как жанр живописи.
1
*
12
Произведения выдающихся
мастеров-портретистов
5.13.
Наброски с фигуры человека,
1
*
13
сидящего в профиль (в легкой
одежде)
5.14.
Фигура человека в движении. Спорт
1
*
14
5.15.
Две контрастные фигуры
1
*
15
Раздел 6. Современная графика и её разновидности (2 часа)
6.16.
Новогодняя открытка
1
*
16
6.17.
Зимние забавы, комиксы
1
*
17
Раздел 7. Особенности натюрморта (2 часа)
7.18.
Мы рисуем инструменты
1
*
18
7.19.
Мы рисуем инструменты
1
*
19
Раздел 8. Дизайн и архитектура (2 часа)
8.20.
Знаменитые архитектурные
1
20
ансамбли Москвы и СанктПетербурга
8.21.
Архитектурные памятники родного
1
21
края
Раздел 9. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративноприкладного искусства (3 часа)
9.22.
Красота народного костюма
1
22
9.23.
Эскиз русского национального
1
23
(народного) костюма
9.24.
Русский быт в прошлые века.
1
24
Иллюстрации к литературному
произведению
Раздел 10. Художественный образ и выразительные средства графики (4 часа)
10.25. Материнство («Рождество» или
1
25
«Новорожденный»)
10.26. Красота орнамента. Гипсовый
1
26
трилистник.
10.27. Иллюстрация к литературному
1
27
произведению (по школьной
программе) на основе
отечественной истории, культуры.
10.28. Космические дали
1
28
Раздел 11. Символический язык в произведениях декоративно-прикладного искусства
(2 часа)
6

10.29. Геральдика
1
29
10.30. Разработка герба
1
30
Раздел 12. Художественный образ и выразительные средства графики (1 час)
12.31. Афиша цирка
1
31
Раздел 13. Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета (2 часа)
13.32. Человек и профессия. Поясной
1
32
портрет
13.33. Портрет-шутка
1
33
Раздел 14. Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта (1 час)
14.34. Натюрморт с фруктами
1
34
14.35 Весенний букет
1
35
Всего:
35
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
для 7 коррекционного класса
№
Наименование разделов и тем
Всего
Из них
Дата
п/п
часов
поведения
Практиче Экску Дру Пла Фак
ские
рсии
гое
н
т
творческ
(нед
ие
еля)
работы
Раздел 1. Многонациональное отечественное искусство (10 часов)
1.1. Красота вокруг нас
1
Бесе
1
да
1.2. Народ – творец прекрасного
1
*
2
1.3. Отличительные особенности жанра
1
*
3
натюрморта
1.4. Праздничный натюрморт
1
*
4
1.5. Мы – юные краеведы и этнографы
1
*
5
1.6. Национальный натюрморт
1
*
6
1.7. Национальные традиции в культуре
1
*
7
народа
1.8. Тема Великой Отечественной войны
1
*
8
в станковом и монументальном
искусстве
1.9. Иллюстрация сказок народов России
1
*
9
1.10. Красота родного края
1
*
10
Раздел 2. Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры
(14 часов)
2.11. Изобразительное искусство эпохи
1
*
11
Возрождения
2.12. Мир Леонардо
1
*
12
2.13. Красота классической архитектуры
1
*
13
2.14. Рисунок
1
*
14
2.15. Изобразительное искусство Западной
1
*
15
Европы XVII века
2.16. Творчество Рембрандта
1
*
16
2.17. Искусство натюрморта
1
*
17
2.18. Изображение человека в движении
1
*
18
2.19. Красота фигуры человека в
1
*
19
7

движении
2.20. Изобразительное искусство
1
западноевропейских стран XVIII–XX
вв.
2.21. Античная расписная керамика
1
2.22. Зарубежный друг (гость)
1
2.23. В мире литературных героев
1
2.24. Иллюстрации к произведению
1
Раздел 3. Труд в изобразительном искусстве (10 часов)
3.25. Трудовые ритмы
1
3.26. Трудовые будни. «Моя будущая
1
профессия»
3.27. Мы – юные дизайнеры
1
3.28. Рисуем лошадей
1
3.29. Мы охраняем памятники нашей
1
Родины
3.30. Плакат об охране памятников нашей
1
Родины
3.31. Рисуем зону отдыха
1
3.32. Макет «Зона отдыха»
1
3.33. Течения и направления в
1
изобразительном искусстве XX века
(авангард, сюрреализм, др.)
3.34. Течения и направления в
1
изобразительном искусстве XX века
(реализм, модерн)
3.35 Цветы весны
1
Всего
35

№
п/п

Тема

*

20

*
*
*
*

21
22
23
24

*
*

25
26

*
*
*

27
28
29

*

30

*
*
*

31
32
33

34

35

Лист
коррекции рабочей программы
Кол-во часов Кол-во часов Причины
по рабочей
по коррек- корректиров
програм-ме
тировке
-ки

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».