Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Азигуловская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено на школьном методическом объединении Протокол №1 от 27.08.2021г. Принято: на заседании педагогического заседания Протокол №1 от 30.08.2021г. Валиев Подписано цифровой подписью: Ринат Валиев Ринат Марсович Марсович Утверждаю: директор школы ___________Р.М.Валиев Приказ №86-ОД От 30.08.2021г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5-7 классы для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью Составитель: Дусметова Г.М. I квал.категория 2021 год Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, пропорции, светотень, пространство, объем, ритм, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; наиболее крупные художественные музеи России и мира; значение изобразительного искусства в художественной культуре; уметь применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности; определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция); ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства; самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). Содержание учебного предмета ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), дизайна и архитектуры. Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры Художественные материалы и возможности их использования. 2 Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIIIXX вв. Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественнотворческой деятельности. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Иллюстрирование литературных произведений. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому – создание художественного образа. Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки и др.), пластилина, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Самоопределение в видах и формах художественного творчества. 3 Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 5 коррекционного класса № Наименование разделов и тем Всего Из них Дата п/п часов проведения Практ Экс Друго План Факт ическ курс е (неде ие ии ля) творч еские работ ы Раздел 1. Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности (7 часов) 1.1. Цветовой круг 1 * 1 1.2. Урок-экскурсия в осенний парк 1 * 2 1.3. Декоративное рисование. 1 * 3 1.4. Рисунок «Декоративный цветок» 1 * 4 1.5. Живописные украшения, монотипия 1 * 5 «Веселые кляксы» 1.6. Золотая осень. Рисунок осеннего 1 * 6 дерева с натуры, по памяти 1.7. Рисование фруктов, овощей 1 * 7 Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов (4 часа) 2.8. Хохлома. Золотые узоры 1 * 8 2.9. Рисуем отгадки к народным загадкам 1 * 9 2.10. Узор в полосе. 1 * 10 2.11. Эскиз декоративной росписи сосуда 1 * 11 Раздел 3. Особенности анималистического и мультипликационного жанров (3 часа) 3.12. Анималистика. «Рыжий кот» 1 * 12 3.13. Знакомство с искусством 1 * 13 мультипликации. Мультгерой 3.14. Новый год в жизни человека, в 1 * 14 искусстве. «Веселый Дед Мороз» Раздел 4. Изобразительное искусство. Его виды и жанры ( 5 часов) 4.15 Декоративное рисование. Раппорт 1 * 15 ткани 4.16 Техника изготовления гравюры на 1 * 16 картоне 4.17 Гравюра на картоне (аппликация) 1 * 17 4.18 Графика как вид изобразительного 1 * 18 искусства 4.19 Работа в технике «Граттаж» 1 * 19 Раздел 5. Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности (3 часа) 5.20 Наброски с натуры фигуры человека 1 * 20 5.21 Патриотизм в истории в 1 * 21 изобразительном искусстве. Русские богатыри 5.22 Транспорт 1 * 22 Раздел 6. Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта (4 часа) 4 Натюрморт как жанр 1 * 23 изобразительного искусства 6.24 Натюрморт из геометрических тел 1 * 24 6.25 Объемное изображение формы 1 * 25 предмета 6.26 Натюрморт из разнородных 1 * 26 предметов: геометрических тел, фруктов, овощей Раздел 7. Изображение с натуры и по представлению различных предметов (3 часа) 7.27 Основные конструктивные 1 * 27 особенности строения дома 7.28 Наброски модели домика с натуры 1 * 28 7.29 Рисунок по представлению из 1 * 29 геометрических форм. «Старинный терем» Раздел 8. Создание иллюстраций к литературным произведениям (2 часа) 8.30 Искусство художника книги. Буквица 1 * 30 8.31 Иллюстрация как один из видов 1 * 31 графики. Иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-горбунок» Раздел 9. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет (3 часа) 9.32 Жанр портрета в изобразительном 1 * 32 искусстве. 9.33 Портрет в скульптуре 1 * 33 9.34 Четыре разных портрета (по одной 1 * 34 схеме) 9.35 Портрет - шарж 1 35 Всего: 35 6.23 Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 6 коррекционного класса № Наименование разделов и тем Всего Из них Дата п/п часов проведения Практически Экс Др Пла Факт е творческие курс уго н работы ии е (нед еля) Раздел 1. Язык изобразительного искусства и художественный образ (4 часа) 1.1. Что нужно знать для грамотного 1 * 1 рисования. Летние впечатления 1.2. Полный цветовой круг 1 * 2 1.3. Живописные и графические 1 * 3 упражнения 1.4. Осенний лист, бабочка и фрукты 1 * 4 Раздел 2. Жанры изобразительного искусства. Натюрморт (2 часа) 2.5. Рисование натюрморта. Комнатный 1 * 5 цветок и яблоко. 2.6. Рисование натюрморта. Корзина с 1 * 6 овощами 5 Раздел 3. Жанры изобразительного искусства. Особенности пейзажа (1 час) 3.7. В осеннем лесу, парке 1 * 7 Раздел 4. Жанры изобразительного искусства. Особенности анималистического жанра (3 часа) 4.8. Наброски домашних животных 1 * 8 (лошадь, корова, коза, собака, кошка) 4.9. На морском дне 1 * 9 4.10. Невиданный зверь 1 * 10 Раздел 5. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов и человека (5 часов) 5.11. Наброски с куклы-игрушки 1 * 11 5.12. Портрет как жанр живописи. 1 * 12 Произведения выдающихся мастеров-портретистов 5.13. Наброски с фигуры человека, 1 * 13 сидящего в профиль (в легкой одежде) 5.14. Фигура человека в движении. Спорт 1 * 14 5.15. Две контрастные фигуры 1 * 15 Раздел 6. Современная графика и её разновидности (2 часа) 6.16. Новогодняя открытка 1 * 16 6.17. Зимние забавы, комиксы 1 * 17 Раздел 7. Особенности натюрморта (2 часа) 7.18. Мы рисуем инструменты 1 * 18 7.19. Мы рисуем инструменты 1 * 19 Раздел 8. Дизайн и архитектура (2 часа) 8.20. Знаменитые архитектурные 1 20 ансамбли Москвы и СанктПетербурга 8.21. Архитектурные памятники родного 1 21 края Раздел 9. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративноприкладного искусства (3 часа) 9.22. Красота народного костюма 1 22 9.23. Эскиз русского национального 1 23 (народного) костюма 9.24. Русский быт в прошлые века. 1 24 Иллюстрации к литературному произведению Раздел 10. Художественный образ и выразительные средства графики (4 часа) 10.25. Материнство («Рождество» или 1 25 «Новорожденный») 10.26. Красота орнамента. Гипсовый 1 26 трилистник. 10.27. Иллюстрация к литературному 1 27 произведению (по школьной программе) на основе отечественной истории, культуры. 10.28. Космические дали 1 28 Раздел 11. Символический язык в произведениях декоративно-прикладного искусства (2 часа) 6 10.29. Геральдика 1 29 10.30. Разработка герба 1 30 Раздел 12. Художественный образ и выразительные средства графики (1 час) 12.31. Афиша цирка 1 31 Раздел 13. Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета (2 часа) 13.32. Человек и профессия. Поясной 1 32 портрет 13.33. Портрет-шутка 1 33 Раздел 14. Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта (1 час) 14.34. Натюрморт с фруктами 1 34 14.35 Весенний букет 1 35 Всего: 35 Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 7 коррекционного класса № Наименование разделов и тем Всего Из них Дата п/п часов поведения Практиче Экску Дру Пла Фак ские рсии гое н т творческ (нед ие еля) работы Раздел 1. Многонациональное отечественное искусство (10 часов) 1.1. Красота вокруг нас 1 Бесе 1 да 1.2. Народ – творец прекрасного 1 * 2 1.3. Отличительные особенности жанра 1 * 3 натюрморта 1.4. Праздничный натюрморт 1 * 4 1.5. Мы – юные краеведы и этнографы 1 * 5 1.6. Национальный натюрморт 1 * 6 1.7. Национальные традиции в культуре 1 * 7 народа 1.8. Тема Великой Отечественной войны 1 * 8 в станковом и монументальном искусстве 1.9. Иллюстрация сказок народов России 1 * 9 1.10. Красота родного края 1 * 10 Раздел 2. Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры (14 часов) 2.11. Изобразительное искусство эпохи 1 * 11 Возрождения 2.12. Мир Леонардо 1 * 12 2.13. Красота классической архитектуры 1 * 13 2.14. Рисунок 1 * 14 2.15. Изобразительное искусство Западной 1 * 15 Европы XVII века 2.16. Творчество Рембрандта 1 * 16 2.17. Искусство натюрморта 1 * 17 2.18. Изображение человека в движении 1 * 18 2.19. Красота фигуры человека в 1 * 19 7 движении 2.20. Изобразительное искусство 1 западноевропейских стран XVIII–XX вв. 2.21. Античная расписная керамика 1 2.22. Зарубежный друг (гость) 1 2.23. В мире литературных героев 1 2.24. Иллюстрации к произведению 1 Раздел 3. Труд в изобразительном искусстве (10 часов) 3.25. Трудовые ритмы 1 3.26. Трудовые будни. «Моя будущая 1 профессия» 3.27. Мы – юные дизайнеры 1 3.28. Рисуем лошадей 1 3.29. Мы охраняем памятники нашей 1 Родины 3.30. Плакат об охране памятников нашей 1 Родины 3.31. Рисуем зону отдыха 1 3.32. Макет «Зона отдыха» 1 3.33. Течения и направления в 1 изобразительном искусстве XX века (авангард, сюрреализм, др.) 3.34. Течения и направления в 1 изобразительном искусстве XX века (реализм, модерн) 3.35 Цветы весны 1 Всего 35 № п/п Тема * 20 * * * * 21 22 23 24 * * 25 26 * * * 27 28 29 * 30 * * * 31 32 33 34 35 Лист коррекции рабочей программы Кол-во часов Кол-во часов Причины по рабочей по коррек- корректиров програм-ме тировке -ки 8