Рабочая программа учебного предмета Технология 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МАОУ "Азигуловская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3121040)
учебного предмета «Технология»
для обучающихся 1 – 4 классов

с. Азигулово 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО,
а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по технологии является успешная
социализация обучающихся, формирование у них функциональной
грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его
создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений.
Программа по технологии направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации
трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека,
его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания,
исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения
работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж,
эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации,
глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности
творческого использования полученных знаний и умений в практической
деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов
умственной деятельности посредством включения мыслительных
операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к
изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным
традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в
материальном мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной
созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления
к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного
мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и
мнению других людей.

Содержание программы по технологии включает характеристику
основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для
каждого года обучения:
1. Технологии, профессии и производства.
2. Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с
бумагой и картоном, технологии работы с пластичными
материалами, технологии работы с природным материалом,
технологии работы с текстильными материалами, технологии
работы с другими доступными материалами (например, пластик,
поролон, фольга, солома).
3. Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с
учётом
возможностей
материально-технической
базы
образовательной организации), конструирование и моделирование
из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и
текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей
материально-технической базы образовательной организации).
4. Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с
учётом
возможностей
материально-технической
базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по технологии обучающиеся
овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на
развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства
ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по технологии осуществляется реализация
межпредметных связей с учебными предметами: «Математика»
(моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с
учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование
средств художественной выразительности, законов и правил декоративноприкладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные
формы и конструкции как универсальный источник инженернохудожественных идей для мастера; природа как источник сырья,
этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших
видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе
анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности),
«Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа,
реализуемого в изделии).
Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии – 135
часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник
сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие
природных форм, их передача в изделиях из различных материалов.
Наблюдения природы и фантазия мастера – условия создания изделия.
Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах,
их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его
организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во время
работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное
использование и хранение инструментов.
Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов
Бережное,
экономное
и
рациональное
использование
обрабатываемых
материалов.
Использование
конструктивных
особенностей материалов при изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов:
разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка
изделия, отделка изделия или его деталей. Общее представление.
Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке
(как направляющему инструменту без откладывания размеров) и
изготовление изделий с опорой на рисунки, графическую инструкцию,
простейшую схему. Чтение условных графических изображений
(называние операций, способов и приёмов работы, последовательности
изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки.
Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из
бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина,
клея, скручивание, сшивание и другое. Приёмы и правила аккуратной
работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка,
аппликация и другое).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки
материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и
приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и
другие), их правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое).
Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них:
разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства.
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и
складывание, сминание, обрывание, склеивание и другое. Резание бумаги
ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц.
Картон.
Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи,
шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами:

подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции,
соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки,
соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах.
Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие).
Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование
Простые и объёмные конструкции из разных материалов
(пластические массы, бумага, текстиль и другое) и способы их создания.
Общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их
взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения
деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции
образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку.
Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого
действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в
зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа
работы в зависимости от требуемого результата (замысла).
Информационно-коммуникативные технологии
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных
носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ
УРОВЕНЬ)
Изучение технологии в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную,
графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и
различия в их устройстве.
Работа с информацией:
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя
или в учебнике), использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую
информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.

Коммуникативные универсальные учебные действия
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное
мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения:
уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по
содержанию изученных тем).
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную
учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой
на графическую инструкцию учебника, принимать участие в
коллективном построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы,
руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку
рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока,
производить необходимую уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным
критериям.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную
работу, к простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах
работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное
сотрудничество.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные
представления об основном принципе создания мира вещей: прочность
конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность.
Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и
другие). Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее
представление о технологическом процессе: анализ устройства и
назначения изделия, выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций, подбор материалов и
инструментов, экономная разметка, обработка с целью получения
(выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление
изделий
из
различных
материалов
с
соблюдением
этапов
технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий.
Совершенствование их технологических процессов. Мастера и их
профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе
человеку.

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание
замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные,
групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение
в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических,
механических и технологических свойств различных материалов. Выбор
материалов по их декоративно-художественным и конструктивным
свойствам.
Называние и выполнение основных технологических операций
ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка
деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование
деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги
и другое), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей
изделия. Использование соответствующих способов обработки материалов
в зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший
чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка (угольник,
циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы
безопасной работы колющими (циркуль) инструментами.
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа
(контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных
графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых
углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший
чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу
или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений
для решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого
картона и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение
деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани
(поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки
растительного происхождения (полученные на основе натурального
сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы
(общее представление), его строение и основные свойства. Строчка
прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и (или) строчка косого
стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с
помощью
лекала
(простейшей
выкройки).
Технологическая
последовательность изготовления несложного швейного изделия
(разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание
деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока,
пряжа, бусины и другие).
Конструирование и моделирование
Основные и дополнительные детали. Общее представление о
правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы
разметки и конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов
по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей

конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и
дополнений в изделие.
Информационно-коммуникативные технологии
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных
носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение технологии во 2 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных
универсальных
учебных
действий,
совместной
деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной
или письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с
учётом указанных критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в
практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной
(практической) задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и
материализованной форме.
Работа с информацией:
получать информацию из учебника и других дидактических
материалов, использовать её в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию
(чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы,
дополнять ответы других обучающихся, высказывать своё мнение,
отвечать на вопросы, проявлять уважительное отношение к
одноклассникам, внимание к мнению другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте,
рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;

воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся,
стараться учитывать их в работе.
Совместная деятельность:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе
изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять
работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы,
уважительно относиться к чужому мнению.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком
и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как
движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных
условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства.
Современные производства и профессии, связанные с обработкой
материалов, аналогичных используемым на уроках технологии.
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его
назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония
предметной и окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные
технологии в жизни современного человека. Решение человеком
инженерных задач на основе изучения природных законов – жёсткость
конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая
геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику
сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики.
Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель
(лидер) и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и
синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов
обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ
технологий при использовании того или иного материала (например,
аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их
декоративно-художественным
и
технологическим
свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в
зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский
нож, шило и другие), называние и выполнение приёмов их рационального
и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе
(анализ
устройства
и
назначения
изделия,
выстраивание

последовательности практических действий и технологических операций,
подбор материалов и инструментов, экономная разметка материалов,
обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений).
Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование
развёрток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона
(гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и
построение простого чертежа (эскиза) развёртки изделия. Разметка
деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение
необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз.
Выполнение измерений, расчётов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа,
выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование
трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий.
Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и
другие) и (или) петельной строчки для соединения деталей изделия и
отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями).
Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование
разных материалов в одном изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных
материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям
(технико-технологическим,
функциональным,
декоративнохудожественным). Способы подвижного и неподвижного соединения
деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и
устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений,
технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на
доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом
дополнительных условий (требований). Использование измерений и
построений для решения практических задач. Решение задач на
мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и
наоборот).
Информационно-коммуникативные технологии
Информационная среда, основные источники (органы восприятия)
информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации.
Информационные технологии. Источники информации, используемые
человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный
компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для
сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для
ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией
(книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео,
DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Изучение технологии в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных
универсальных
учебных
действий,
совместной
деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии,
использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением
существенных и несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной, а также графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом предложенных
условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения
изделия.
Работа с информацией:
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для создания моделей и макетов изучаемых
объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач, в том числе
Интернет под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор
вариантов и способов выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств
для её решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной
задачей, действовать по плану;

выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты
по результатам работы, устанавливать их причины и искать способы
устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по
симпатии, но и по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к
общему решению, отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и
дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при
выполнении своей части работы.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Профессии и технологии современного мира. Использование
достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и
использование синтетических материалов с определёнными заданными
свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное
сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт
и другие).
Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты,
химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность
людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности
человека на окружающую среду, способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве
современных мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к
культурным традициям. Изготовление изделий с учётом традиционных
правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и
другое).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация
заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных
и
технологических
решений).
Коллективные,
групповые
и
индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в
течение учебного года. Использование комбинированных техник создания
конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их
свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные
графические изображения в соответствии с дополнительными
(изменёнными) требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия.
Определение оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия.

Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном
изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью
чертёжных
инструментов.
Освоение
доступных
художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое
представление о видах тканей (натуральные, искусственные,
синтетические), их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в
зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор текстильных
материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции
изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам (выкройкам), собственным
несложным. Строчка петельного стежка и её варианты («тамбур» и
другие), её назначение (соединение и отделка деталей) и (или) строчки
петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и
отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий.
Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное
определение технологий их обработки в сравнении с освоенными
материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных
материалов, в том числе наборов «Конструктор» по проектному заданию
или собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых
решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах
аналитического и технологического процесса при выполнении
индивидуальных творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и
основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота.
Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота.
Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции
робота. Презентация робота.
Информационно-коммуникативные технологии
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых
носителях информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской,
проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми
цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по
тематике творческих и проектных работ, использование рисунков из
ресурса компьютера в оформлении изделий и другое. Создание
презентаций в программе PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение технологии в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,

регулятивных
деятельности.

универсальных

учебных

действий,

совместной

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии,
использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием
общепринятых условных обозначений и по заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и
технологических операций, подбирать материал и инструменты,
выполнять экономную разметку, сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять
изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации
предметов (изделий) с учётом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции.
Работа с информацией:
находить необходимую для выполнения работы информацию,
пользуясь различными источниками, анализировать её и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в
умственной или материализованной форме, выполнять действия
моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий
и другое;
использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач, в том числе
Интернет под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы,
аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно
относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России,
высказывать своё отношение к предметам декоративно-прикладного
искусства разных народов Российской Федерации;

создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность
операций при работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников,
их роль в жизни каждого человека, ориентироваться в традициях
организации и оформления праздников.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять
цели учебно-познавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной
целью и выполнять её в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями
и их результатами прогнозировать практические «шаги» для получения
необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в
группе: распределять роли, выполнять функции руководителя или
подчинённого,
осуществлять
продуктивное
сотрудничество,
взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их
работы, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их
достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать
свои предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению
мнение других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением
относиться к разной оценке своих достижений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по технологии на
уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения технологии на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к
труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в
сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром
природы, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых
в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа,
уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей
предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное
восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов,
образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным
видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой
самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат,
способность к различным видам практической преобразующей
деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к
саморегуляции:
организованность,
аккуратность,
трудолюбие,
ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом
этики общения, проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные

учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии
(в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих
устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением
существенных и несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и
различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при
изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или
декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе
изучения объектов и законов природы, доступного исторического и
современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы
информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её
и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для решения задач в умственной и
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать
с моделями;
использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач (в том числе
Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность
информации и возможности её использования для решения конкретных
учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать
реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и
идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения,
учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания)
изделий декоративно-прикладного искусства народов России;

строить рассуждения о связях природного и предметного мира,
простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении,
свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании
изделия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего
места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной
целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения
необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно
совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли,
выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять
продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои
предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать
несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно
создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и
способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для
защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по технологии:
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и
убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и
аккуратной работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами
рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала,
экономия материала при разметке);

определять названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла,
шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага,
картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и
способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и
другие), выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки
материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических
операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки,
выделение деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку
изделий с помощью клея, ниток и другое;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец»,
«заготовка»,
«материал»,
«инструмент»,
«приспособление»,
«конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем
месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать
правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по
вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия:
выделять основные и дополнительные детали, называть их форму,
определять взаимное расположение, виды соединения, способы
изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические,
бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет,
фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и
работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных
изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению
несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от
руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без
откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям разметки,
придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием,
вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать
изделия с помощью клея, пластических масс и другое, эстетично и
аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой
прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль
с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;

различать разборные и неразборные конструкции несложных
изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок,
схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов
по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в
коллективных работах под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по технологии:
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая»)
карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет»,
«модель», «технология», «технологические операции», «способы
обработки» и использовать их в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного
мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия,
асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей
среды, называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания
рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом
деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее
место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам,
памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с
опорой на инструкционную (технологическую) карту;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы,
исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон,
натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия
контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия
симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых
углов и одного прямого угла) с помощью чертёжных инструментов
(линейки, угольника) с опорой на простейший чертёж (эскиз), чертить
окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной
геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными
строчками;
понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета),
соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой
развёртки;

определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и
выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
модели, простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять
освоенные
знания
и
практические
умения
(технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной
интеллектуальной и практической деятельности;
делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в
ходе обсуждения;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать
его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
называть профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по технологии:
понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож»,
«шило», «искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов
декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного
искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по
описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
называть и описывать свойства наиболее распространённых
изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы,
текстиль и другие);
читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью
чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными
ручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по
изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание,
придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми
(дополненными) требованиями, использовать комбинированные техники
при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративнохудожественной задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов
соединений в технических объектах, простейшие способы достижения
прочности конструкций, использовать их при решении простейших
конструкторских задач;

конструировать и моделировать изделия из разных материалов и
наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и
декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в
зависимости от требований конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и
соответствующих способов передачи информации (из реального
окружения обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера
для ввода, вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать возможности компьютера и информационнокоммуникационных технологий для поиска необходимой информации при
выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием
изученного материала на основе полученных знаний и умений.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по технологии:
формировать общее представление о мире профессий, их социальном
значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях
в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее
значимых окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее
место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование
трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую)
карту или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки
различных материалов (например, плетение, шитьё и вышивание,
тиснение по фольге), комбинировать различные способы в зависимости и
от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали
освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и
создавать простейшие виды технической документации (чертёж развёртки,
эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по
изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых
свойств конструкции в связи с изменением функционального назначения
изделия;

на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие
художественно-конструкторские задачи по созданию изделий с заданной
функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст
(выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word,
Power Point;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать
проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его
практического воплощения, аргументированно представлять продукт
проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к
мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей,
координировать собственную работу в общем процессе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

1

Природное и
техническое
окружение человека

2

2

Природные
материалы.
Свойства.
Технологии
обработки

5

3

Способы
соединения
природных
материалов

1

4

Композиция в
художественнодекоративных
изделиях

2

5

Пластические
массы. Свойства.
Технология
обработки

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

6

Изделие. Основа и
детали изделия.
Понятие
«технология»

1

7

Получение
различных форм
деталей изделия из
пластилина

2

8

Бумага. Ее
основные свойства.
Виды бумаги

1

9

Картон. Его
основные свойства.
Виды картона

1

10

Сгибание и
складывание бумаги

3

11

Ножницы –
режущий
инструмент. Резание
бумаги и тонкого
картона ножницами.
Понятие
«конструкция»

3

12

Шаблон –
приспособление.
Разметка бумажных

5

деталей по шаблону
13

Общее
представление о
тканях и нитках

1

14

Швейные иглы и
приспособления

1

15

Варианты строчки
прямого стежка
(перевивы).
Вышивка

3

16

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

0

2 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

1

Повторение и
обобщение
пройденного в
первом классе

1

2

Средства
художественной
выразительности
(композиция, цвет,
форма, размер, тон,
светотень,
симметрия) в
работах мастеров

4

3

Биговка. Сгибание
тонкого картона и
плотных видов
бумаги

4

4

Технология и
технологические
операции ручной
обработки
материалов (общее
представление)

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

5

Элементы
графической
грамоты

2

6

Разметка
прямоугольных
деталей от двух
прямых углов по
линейке

3

7

Угольник –
чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент.
Разметка
прямоугольных
деталей по
угольнику

1

8

Циркуль –
чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент.
Разметка круглых
деталей циркулем

2

9

Подвижное и
неподвижное
соединение деталей.

5

Соединение деталей
изделия «щелевым
замком»
10

Машины на службе у
человека

2

11

Натуральные ткани.
Основные свойства
натуральных тканей

1

12

Виды ниток. Их
назначение,
использование

1

13

Технология
изготовления
швейных изделий.
Лекало. Строчка
косого стежка и ее
варианты

6

14

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

3 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

1

Повторение и
обобщение
пройденного во
втором классе

1

2

Информационнокоммуникативные
технологии

3

3

Способы получения
объемных
рельефных форм и
изображений
(технология
обработки
пластических масс,
креповой бумаги

4

4

Способы получения
объемных
рельефных форм и
изображений Фольга.
Технология
обработки фольги

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

5

Архитектура и
строительство.
Гофрокартон. Его
строение свойства,
сферы
использования

1

6

Объемные формы
деталей и изделий.
Развертка. Чертеж
развертки

6

7

Технологии
обработки
текстильных
материалов

4

8

Пришивание
пуговиц. Ремонт
одежды

3

9

Современные
производства и
профессии

4

10

Подвижное и
неподвижное
соединение деталей
из деталей наборов
типа «Конструктор».
Конструирование
изделий из разных

6

материалов
11

Резервное время

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
34

0

0

4 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

1

Повторение и
обобщение изученного
в третьем классе

1

2

Информационнокоммуникативные
технологии

3

3

Конструирование
робототехнических
моделей

5

4

Конструирование
сложных изделий из
бумаги и картона

5

5

Конструирование
объемных изделий из
разверток

3

6

Интерьеры разных
времен. Декор
интерьера

3

7

Синтетические
материалы

5

8

История одежды и

5

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

текстильных
материалов

9

Подвижные способы
соединения деталей
усложненных
конструкций

3

10

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Мир вокруг нас
(природный и
рукотворный)

1

2

Техника на службе
человека (в воздухе, на
земле и на воде)

1

3

Природа и творчество.
Природные материалы

1

4

Сбор листьев и
способы их
засушивания

1

5

Семена разных
растений. Составление
композиций из семян

1

6

Объемные природные
материалы (шишки,
жёлуди, каштаны).
Конструирование
объемных изделий из

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

них

7

Объемные природные
материалы (шишки,
жёлуди, каштаны).
Конструирование
объемных изделий из
них

1

8

Способы соединения
природных
материалов

1

9

Понятие
«композиция».
Центровая
композиция. Точечное
наклеивание листьев

1

10

«Орнамент».
Разновидности
композиций,
Композиция в полосе

1

11

Материалы для лепки
(пластилин,
пластические массы)

1

12

Изделие. Основа и
детали
изделия.Понятие
«технология»

1

13

Формообразование
деталей изделия из
пластилина

1

14

Объемная композиция.
Групповая творческая
работа – проект
(«Аквариум»,
«Морские обитатели»)

1

15

Бумага. Ее основные
свойства. Виды
бумаги

1

16

Картон. Его основные
свойства. Виды
картона

1

17

Сгибание и
складывание бумаги.
(Cоставление
композиций из
несложной сложенной
детали)

1

18

Сгибание и
складывание бумаги
(Основные формы
оригами и их
преобразование)

1

19

Складывание

1

бумажной детали
гармошкой

20

Режущий инструмент
ножницы. Их
назначение,
конструкция. Правила
пользования

1

21

Приемы резания
ножницами по прямой,
кривой и ломаной
линиям

1

22

Резаная аппликация

1

23

Шаблон –
приспособление для
разметки деталей.
Разметка по шаблону

1

24

Разметка по шаблону
и вырезание
нескольких деталей из
бумаги

1

25

Преобразование
правильных форм в
неправильные

1

26

Составление
композиций из
деталей разных форм

1

27

Изготовление деталей
по шаблону из тонкого
картона

1

28

Общее представление
о тканях и нитках

1

29

Швейные иглы и
приспособления.
Назначение. Правила
обращения. Строчка
прямого стежка

1

30

Вышивка – способ
отделки изделий.
Мережка (осыпание
края заготовки из
ткани)

1

31

Строчка прямого
стежка, ее варианты –
перевивы

1

32

Отделка швейного
изделия (салфетки,
закладки) строчками
прямого стежка

1

33

Резервный урок

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

0

2 КЛАСС
№
п
/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Повторение и
обобщение пройденного
в первом классе

1

2

Средства
художественной
выразительности: цвет,
форма, размер. Общее
представление

1

3

Средства
художественной
выразительности: цвет в
композиции

1

4

Виды цветочных
композиций
(центральная,
вертикальная,
горизонтальная)

1

5

Светотень. Способы ее
получения
формообразованием

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

белых бумажных
деталей

6

Биговка – способ
сгибания тонкого
картона и плотных
видов бумаги

1

7

Биговка по кривым
линиям

1

8

Изготовление сложных
выпуклых форм на
деталях из тонкого
картона и плотных
видов бумаги

1

9

Конструирование
складной открытки со
вставкой

1

10

Технология и
технологические
операции ручной
обработки материалов
(общее представление)

1

11

Линейка – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Понятие
«чертеж». Линии

1

чертежа (основная
толстая, тонкая, штрих
и два пунктира)

12

Понятие «чертеж».
Линии чертежа
(основная толстая,
тонкая, штрих и два
пунктира)

1

13

Разметка
прямоугольных деталей
от двух прямых углов
по линейке

1

14

Конструирование
усложненных изделий
из полос бумаги

1

15

Конструирование
усложненных изделий
из полос бумаги

1

16

Угольник – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка
прямоугольных деталей
по угольнику

1

17

Циркуль. Его
назначение,

1

конструкция, приемы
работы. Круг,
окружность, радиус

18

Чертеж круга. Деление
круглых деталей на
части. Получение
секторов из круга

1

19

Подвижное и
соединение деталей.
Шарнир. Соединение
деталей на шпильку

1

20

Подвижное соединение
деталей шарнирна
проволоку

1

21

Шарнирный механизм
по типу игрушкидергунчик

1

22

«Щелевой замок» способ разъемного
соединения деталей

1

23

Разъемное соединение
вращающихся деталей
(пропеллер)

1

24

Транспорт и машины
специального
назначения

1

25

Макет автомобиля

1

26

Натуральные ткани,
трикотажное полотно,
нетканые материалы

1

27

Виды ниток. Их
назначение,
использование

1

28

Строчка косого стежка.
Назначение.
Безузелковое
закрепление нитки на
ткани. Зашивания
разреза

1

29

Разметка и выкраивание
прямоугольного
швейного изделия.
Отделка вышивкой

1

30

Сборка, сшивание
швейного изделия

1

31

Лекало. Разметка и
выкраивание деталей
швейного изделия по
лекалу

1

32

Изготовление швейного
изделия с отделкой
вышивкой

1

33

Изготовление швейного
изделия с отделкой
вышивкой

1

34

Резервный урок

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

3 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Повторение и
обобщение
пройденного во
втором классе

1

2

Знакомимся с
компьютером.
Назначение,
основные устройства

1

3

Компьютер – твой
помощник.
Запоминающие
устройства –
носители
информации

1

4

Работа с текстовой
программой

1

5

Как работает
скульптор.
Скульптуры разных
времен и народов

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

6

Рельеф. Придание
поверхности
фактуры и объема

1

7

Как работает
художник-декоратор.
Материалы
художника,
художественные
технологии

1

8

Свойства креповой
бумаги. Способы
получение объемных
форм

1

9

Способы получения
объемных
рельефных форм и
изображений Фольга.
Технология
обработки фольги

1

10

Архитектура и
строительство.
Гофрокартон. Его
строение свойства,
сферы
использования

1

11

Плоские и объемные
формы деталей и

1

изделий. Развертка.
Чертеж развертки.
Рицовка

12

Плоские и объемные
формы деталей и
изделий. Развертка.
Чертеж развертки.
Рицовка

1

13

Развертка коробки с
крышкой

1

14

[Оклеивание деталей
коробки с крышкой]]

1

15

Конструирование
сложных разверток

1

16

Конструирование
сложных разверток

1

17

Строчка косого
стежка (крестик,
стебельчатая).
Узелковое
закрепление нитки
на ткани.
Изготовление
швейного изделия

1

18

Строчка косого
стежка (крестик,

1

стебельчатая).
Узелковое
закрепление нитки
на ткани.
Изготовление
швейного изделия

19

Строчка петельного
стежка и ее
варианты.
Изготовление
многодетального
швейного изделия

1

20

Строчка петельного
стежка и ее
варианты.
Изготовление
многодетального
швейного изделия

1

21

Пришивание
пуговиц. Ремонт
одежды

1

22

Конструирование и
изготовление
изделия (из
нетканого полотна) с
отделкой пуговицей

1

23

Проект.

1

Коллективное
дидактическое
пособие для
обучения счету (с
застежками на
пуговицы)

24

История швейной
машины. Способ
изготовления
изделий из тонкого
трикотажа стяжкой

1

25

История швейной
машины. Способ
изготовления
изделий из тонкого
трикотажа стяжкой

1

26

Пришивание бусины
на швейное изделие

1

27

Пришивание бусины
на швейное изделие

1

28

Подвижное и
неподвижное
соединение деталей
из деталей наборов
типа «Конструктор»

1

29

Проект «Военная

1

техника»
30

Конструирование
макета робота

1

31

Конструирование
игрушки-марионетки

1

32

Механизм
устойчивого
равновесия (кукланеваляшка)

1

33

Конструирование
игрушки из носка
или перчатки

1

34

Резервный урок

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

4 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Повторение и
обобщение изученного
в третьем классе

1

2

Информация.
Интернет

1

3

Графический редактор

1

4

Проектное задание по
истории развития
техники

1

5

Робототехника. Виды
роботов

1

6

Конструирование
робота.
Преобразование
конструкции робота

1

7

Электронные
устройства.
Контроллер, двигатель

1

8

Программирование
робота

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

9

Испытания и
презентация робота

1

10

Конструирование
сложной открытки

1

11

Конструирование
папки-футляра

1

12

Конструирование
альбома (например,
альбом класса)

1

13

Конструирование
объемного изделия
военной тематики

1

14

Конструирование
объемного изделия –
подарок женщине,
девочке

1

15

Изменение форм
деталей объемных
изделий. Изменение
размеров деталей
развертки (упаковки)

1

16

Построение развертки
с помощью линейки и
циркуля (пирамида)

1

17

Развертка
многогранной

1

пирамиды циркулем
18

Декор интерьера.
Художественная
техника декупаж

1

19

Природные мотивы в
декоре интерьера

1

20

Конструирование и
моделирование
изделий из различных
материалов.
Подвижное
соединение деталей на
проволоку (толстую
нитку)

1

21

Полимеры. Виды
полимерных
материалов, их
свойства

1

22

Технология обработки
полимерных
материалов (на выбор,
например)

1

23

Конструирование
сложных форм из
пластиковых трубочек

1

24

Конструирование

1

объемных
геометрических
конструкций из
разных материалов
25

Синтетические ткани.
Их свойства

1

26

Мода, одежда и ткани
разных времен. Ткани
натурального и
искусственного
происхождения

1

27

Способ драпировки
тканей. Исторический
костюм

1

28

Одежда народов
России. Составные
части костюмов и
платьев, их
конструктивные и
декоративные
особенности

1

29

Строчка
крестообразного
стежка. Строчка
петлеобразного
стежка. Аксессуары в
одежде

1

30

Строчка
крестообразного
стежка. Строчка
петлеобразного
стежка.Аксессуары в
одежде

1

31

Конструкция
«пружина» из полос
картона или
металлических
деталей наборов типа
«Конструктор»

1

32

Качающиеся
конструкции

1

33

Конструкции со
сдвижной деталью

1

34

Резервный урок

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».